Поминать, значит помнить.
У Бога все живы. Накануне Троицы Церковь молится о христианах, переступивших порог земной жизни.
Хочу предложить вам несколько отрывков из книги Владимира Головина "По ту сторону смерти. Ответы на вопросы". Составлена из бесед о. Владимира с паломниками и ответов на их вопросы.
Неизбежно сталкиваясь со смертью любимых, близких или просто знакомых людей, переживая их потерю, мы задаемся вопросами: Как они там? Где они есть? Что будет со мной? И часто становится страшно. Страшно за них и за себя.
Православный опыт в веках свидетельствует о непреложной истине: после смерти жизнь не заканчивается, вратами смерти входим мы в иную жизнь.
Какие действия должны совершать близкие усопшего человека?
Первое – это молитва; второе – милостыня; и третье – простить его, искренне, от души, чтобы он уходил на суд Божий без груза обид с нашей стороны.
В своих проповедях Вы говорите о том, что наша молитва об усопших может им помочь. И подчеркиваете – с любовью. В какой форме может быть эта молитва в церкви, дома?
Это не я говорю, это церковь в веках говорит, мы знаем это опытно: молитва за усопших не бывает без ответа. В наше время, в которое живём, мы потеряли опыт и истину, у нас молитва за усопших понимается очень своеобразно.
Например, для многих это значит – пойти в храм, отдать деньги, написать на бумажечке имя, зажечь и поставить свечи, положить батон на канон и уйти с чувством выполненного долга.
А где здесь молитва, простите? Вот я – священник. Мне записочки передали. Что такое это имя на листочке? Ну, чернила на бумаге – вот и всё. Я понимаю умом, что за этими скупыми буквами стоят души умерших, многие в страхе адских мук. Я это понимаю, но я это понимаю вообще. А если я пришел в церковь, и это – моя мама, или мой сынок, – это не вообще кто-то, а мой родной и близкий человек. Поэтому, когда я молюсь за своих, переживаю их, чувствую, а за чужих – я только стараюсь. Тут есть разница.
Мы знаем, что такое сила церковной молитвы, молитвы на крови Христа. Поэтому у православных как? В память усопшего мы собрались, пришли в храм. Служится литургия, мы молимся за него, и священник, когда его имя произносит, он старается, а мы без стараний молимся и болеем за него душой. И если он нам не безразличен, мы с любовью это делаем, на которую способны. У нас в сердце и уме добрая память о нём, страх за себя – тоже ведь умрем. Для того, чтобы Господь был милостив к нам потом, нужно быть милостивыми к другим сейчас – всё здесь связано, и в этом, конечно, сила.
Хорошо, когда мы любовью действуем, но не мечтательной, а деятельной. Мечтательная любовь – это вообще не любовь, мне кажется. Деятельная любовь для усопших, в деле выраженная, – это и есть молитва. А просто так батоны подавать, детям конфеточки раздавать… Господь, конечно, Он всё видит, видит желание, но всё это, языком современным скажу, малоэффективно. Должна быть любовь, именно выраженная делом. Для них это дело – молитва.
От себя только хочу добавить, что полностью согласна с о. Владимиром, подавать записки это хорошо, но, не просто подайте, побудьте на литургии, панихиде и когда батюшка начнет зачитывать их, помолитесь с ним вместе о своих родных и близких, которые уже не с нами. Ведь в родительские субботы и в особые дни поминовения усопших наши молитвы особо действенны.
я читаю молитву, когда ставлю свечу за упокой, разве этого недостаточно? я так же переживаю и называю всех поименно, вспоминаю каждого и скорблю.
Но можно конфеты, пряники, плюшки, печенье... Рядом с Кануном (в тексте он назван каноном) - поминальным столом со подсвечниками и Распятием есть небольшой столик для пожертвований. Вот туда и складывают.
а у нас нет таких столов .