Сегодня православная церковь празднует день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
А еще сегодня день памяти преподобного Паисия Святогорца, которого в 2015 году Священный Синод Константинопольской православной церкви причислил к лику святых. Решение о включении преподобного Паисия в русский месяцеслов было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года с определением празднования его памяти 29 июня/12 июля.
Преподобный Паисий Святогорец (в миру Арсений Эзнепидис) родился 7 августа 1924 года в селении Фарасы, в Каппадокии (Малая Азия). Грудным ребенком он был привезен в Грецию, где его родители поселились в небольшом городке Конница. Когда в стране началась гражданская война (1944–1948), Арсений Эзнепидис был призван в действующую армию.
После войны он встал на путь монашеской жизни, к которой стремился с детства. 27 марта 1954 года после установленного испытания послушник Арсений был пострижен в рясофор с именем Аверкий, 3 марта 1957 года – в мантию с именем Паисий. Он подвизался на Святой Афонской Горе, затем – в монастыре Стомион в Коннице и на Святой горе Синай. Множество людей приходило к старцу и находило духовное руководство и утешение.
12 июля 1994 года он почил о Господе в Иоанно-Богословском монастыре, расположенном близ селения Суроти в окрестностях Салоник.
Есть серия книг "Слова" Паисия Святогорца, при составлении которых были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед со старцем, его письма и отрывки из книг, написанных им при жизни. Книги, на мой взгляд, легко читаемы и доступны для понимания. Хочу привести несколько цитат из "Слов"
Православно думать легко, но для того, чтобы православно жить, необходим труд.
Мы говорим сейчас, что мы православные, однако, к сожалению, часто мы носим лишь имя «православных», но не живем православной жизнью.
Правильный духовный путь таков: забывать добро, сделанное тобой, и помнить добро, сделанное тебе другими.
Человек ропщущий всё равно что проклинает себя.
Чтобы избавиться от тревоги и волнения, упрости свою жизнь безусловным доверием Богу.
Иногда происходящие с нами испытания - это антибиотики, которые Бог дает нам для исцеления болезни нашей души
Не находишь оправдания другим и находишь себе? Но тогда очень скоро и Христос не найдет для тебя оправдания.
— Геронда, почему, несмотря на то, что я прошу о чем-то с верой, Бог не дает мне этого?
— Ты веруешь и просишь, но если у тебя нет смирения или же есть предрасположенность к гордости, то Бог не дает просимого. Можно иметь веру не только с «горчичное зерно», но и с килограмм горчицы, но если нет соответствующего вере смирения, то Бог не станет действовать, потому что это не пойдет человеку на пользу. Если есть гордость, то вера не действует.
— То есть, Геронда, в чем конкретно заключается смысл этой жизни?
— В чем? В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для Рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души.
У всех нас есть достоинства, но и какие-то небольшие изъяны, недостатки. Это даже не крест, а маленькие крестики. Эти крестики помогают нам в спасении души.
Безмолвие — великое дело. Находясь в безмолвии, человек тем самым уже молится — даже и не молясь. Безмолвие есть таинственная молитва, и оно очень помогает молитве, подобно тому, как кожное дыхание приносит человеку пользу.
Знаешь, как нам надо жить сейчас? Надо оставить заботы о красивых постройках, ограничиться необходимым и отдать себя несчастью людей — помогая им молитвой, если тебе нечего дать, и милостыней, если у тебя есть возможность помочь им материально. Займитесь же молитвой, а из работ — только самым необходимым. У всего, что мы делаем здесь, — недолгий век. И стоит ли отдавать всему этому свою жизнь, зная, что другие едва сводят концы с концами и умирают с голоду?
Можно продолжать бесконечно...
Преподобный отче Паисие, моли Бога о нас.