Также в некоторых местностях этот праздник называли Радогощ. В этот день повсюду пекли хлеба и играли свадьбы - считалось, что все, что завязалось в этот день, невозможно развязать, а, значит, семейный союз будет крепким.
Накануне праздника во всех домах гасили «старый» огонь, и мужчины добывали «новый»: путем трения высекали искру, от которой поджигали лучину. Добытый живой огонь разносили по дворам, зажигали от него печи и божницы, окуривали им себя и домашних животных. Обновление огня в доме символизировало всеобщее обновление.
Это был особый день, когда хозяйки пекли первый хлеб из зерна нового урожая. Этот хлеб обязательно нужно было разделить между всеми членами семьи, а остатками угостить скотину - обряд символизировал приобщение всех членов рода к выращиванию хлеба – священной пищи, испокон веков означающей достаток и благополучие.
Каравай пекли максимально большим, чтобы, когда его ставили на стол, за ним мог спрятаться глава семьи. Он обычно спрашивал: «Видите ли вы меня?», если домочадцы отвечали утвердительно, то хозяин желал на следующий год собрать более богатый урожай и испечь еще больший хлеб.
Доставая каравай из печи, хозяйка постукивала его по днищу: хорошо пропеченный хлеб звенел, как бубен. Женщину, умевшую печь вкусный хлеб, особенно уважали в семье. Испеченный хлеб хранили в специальных деревянных хлебницах, которые берегли и передавали дочерям в приданое, чтобы те также стали хорошими хозяйками, и в молодой семье всегда был достаток.
К хлебу на Руси испокон веков было особое отношение, он считался символом Солнца, поэтому при его приготовлении соблюдали множество традиций, и ни один обряд не обходился без каравая.
Хлеб – «корневая, родовая память» древних славян. Любое важное событие предваряло преломление хлеба. Эта миссия была возложена на старейшину или главу семьи, из его рук все остальные получали свою порцию каравая.
В древности хлеб исполнял и определенное юридическое предназначение - служил печатью на народных договорах. Так, отправляясь свататься, всегда брали с собой хлеб - на него клали руки молодых при заключении договоренности о свадьбе.
На свадебном пиру родители благословляли жениха с невестой не только иконой, но и хлебом, и главным угощением стола всегда считался свадебный каравай, который пекли с особенным размахом, чтобы жизнь молодой семьи была сытая и изобильная.
Существовала также традиция на свадьбе перемешивать хлеб, испеченный в доме невесты, с хлебом, испеченным в доме жениха, чтобы быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи».
У славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала в красном углу, ведь сила, здоровье и удача рода зависят от обращения с хлебом. В народе о хлебе было принято говорить, как о живом существе: «хлеб-кормилец» и «хлеб-батюшка».
Каравай давали в дорогу для утоления голода и в качестве оберега - считалось, что хлеб из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и способен защитить от неприятностей и опасностей.
Хлеб как оберег клали и в колыбель к новорожденному. Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи, завернув в специальное ржаное тесто на воде.
Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила жизни изгнала смерть за порог. Хлебом поминали тех, кто умер.
Использовали хлеб и чтобы остановить пожар: с ним обходили горевшее строение или просто бросали его в огонь. Вот такая была вера в силу хлеба!
Знаете ли вы, что слово «счастье» своим появлением обязано хлебу? По русскому обычаю, когда в семье рождался ребенок, пекли хлеб. В дом приглашали гостей, и хлеб делили на доли. Новорождённому тоже выделяли свою часть. Считалось, что с этого момента он живёт «с частью» жизненных благ, что у него теперь есть «счастье».