Что такое грех? И немного о посте.

Что такое грех? И немного о посте. Попробую ещё раз объяснить, что такое грех.

Грех – не проступок, грех – это состояние человеческой души. Греховное состояние души человека выражается в его нехороших поступках, но может в них и не выражаться. То есть состояние души человека может быть как у вора, но он может и не воровать; состояние души может быть как у блудника, но он может не блудить; состояние души может быть как у пьяницы, но он может не пить. Если человек с грехом борется, то он может побеждать его с помощью благодати Божией. Если человек не борется c грехом, идёт у него на поводу – тогда он совершает греховные поступки. Но мы никак это в толк не возьмём.

Например, мясо есть постом грех или нет? Большинство считают, что грех. Но чем же свинина, баранина перед нами провинились, что есть их грех? Грех не в мясе, не в том, что мы его едим, не в том, что мы оскоромились, потому что в мясе ничего нечистого нет. Если бы мясо было нечистое, тогда мы его и на Пасху не стали бы есть. Так вот, грех заключается не в том, что человек постом мясо ест, а в том, что он не подчиняется Церкви: вся Церковь постится, а он нет. Ну а если человеку врачи прописали парное мясо – у него диабет, ему ничего больше есть нельзя, – грех это будет или нет? Многие мучаются такими вопросами. Но не в мясе грех-то, а в невоздержании. Так апостол Павел и пишет: Царствие Божие – это не пища и питие, а радость о Святом Духе.

Вот когда мы нарушаем любовь к Богу и любовь к ближнему, тогда это грех, потому что грех есть противление воле Божией. Бог хочет, чтобы каждый человек был спасён, а уж что он для этого использует: на коленках ли стоит, или молится, или духовные книжки старается читать, или ближнему помогать – все средства хороши. Это совершенно неважно. Многие, например, ходят в храм каждый день. Хорошо это? Хорошо. А если человек ходит в храм и при этом молится – это ещё лучше. Потому что можно просто так стоять в храме: стоишь и мучаешься – когда же это всё кончится? Молиться – хорошо, поститься тоже хорошо. Но вот если человек, допустим, предаёт, или кляузничает, или клевещет – это уже нехорошо.

Спрашивается, что лучше: пост нарушить или же продавать ближнего оптом и в розницу? Ясно, что пост нарушить лучше. Поэтому нам надо задуматься, что мы часто грешим страшными грехами, жуткими, иудиными, делаем ближнему зло. Вот одна другой что-то сказала, а та передала: а она про тебя сказала... И чего человек добился? Он их поссорил, началась свара – а потом не будет мяса есть, молока. Есть такая поговорка: ты лучше мясо ешь, а людей не ешь. Потому что бывает, люди не едят баранину, говядину, свинину постом, а своих собственных жён, детей, свекровей, тестей, тёщ едят поедом. Что толку в этой вере? Что толку в вере, когда другим жизнь создают невыносимую, мучительную, так что они уже боятся домой приходить? Что толку в этом посте? Что толку в чтении Писания? Лучше бы в церковь не ходил, лучше бы Богу не молился, был бы хоть неверующим, но спокойным, порядочным человеком. Что толку в вере, когда человек делает противоположное этой вере? Для своих ближних создаёт ад, дома всё время ругань, всё время упрёки, раздражительный тон, гневливость – какая-то бесовщина.

Да уж лучше ты мясо поешь, ляг спать, успокойся. Это гораздо лучше. А у нас такого понимания нет. Мы не понимаем самого главного, что Господь принёс на землю, а какие-то фарисейские установки для нас играют роль. Для чего пост существует? Чтобы человек стал более кротким, более смиренным, более спокойным, более любвеобильным. А если ты от поста звереешь, так уж лучше навари ведро картошки, набухай туда баранины и съешь всё – только стань ты поспокойнее, ради Бога. Это будет гораздо лучше, это будет самый лучший пост. Надо же думать прежде всего о том, что духовного мы приобрели постом. Смысл поста не в диете, а именно в том, чтобы стать более кроткими, более смиренными – в этом смысл христианской жизни, к этому и надо стремиться.

Господь хочет, чтобы мы избавились от своих страстей в душе, от грехов, а не того, чтобы мы стали людьми, которые живут по каким-то внешним правилам. Для Бога важно, какие мы внутри, по существу. Есть люди, которые и в церковь ходят, и на молитву платочек надевают, и квартирка у них освящена, и лампадочка есть, и иконочки, и книжечки, и Библия, и молитвослов – ну всё есть, что только душе угодно, а глаза завистливые, сердце каменное, язык злой. Ну и что толку в этих сокровищах, которые ты дома приобрёл? Иконочки есть – хорошо, лампадочки – хорошо, Библию имеешь – слава Богу, читаешь её – ещё лучше. Но что толку в этом чтении, если человек остаётся завистливым, злым, предателем, иудой, сварливым, сплетником, всякое зло про другого передаёт?

В этом толк только один: ты в аду из-за этого будешь гораздо ниже, чем самый страшный безбожник, который ни в церковь не ходил, ни Богу не молился. Потому что иконки у тебя были, лампадки у тебя были, пост ты соблюдал, в церковь ходил, Библию читал – и ничего в тебя не вошло. Вот какой ты противник Божий, ничто тебя не проняло: ни богослужение, ни пост, ни слово Божие. Другой человек в Бога не верует и лучше живёт, чем иной верующий, и Господь ему снисхождение окажет. Потому что какой с него спрос? В церкви никогда не был, никто его не научил – ни хороший поп, ни плохой слова ему не сказали. Он ничего не знает, Библию никогда в жизни не читал, книжек хороших, где о нравственности говорится, где высмеивается зло – «Евгения Онегина» или Достоевского, Чехова,– не знает; читал только газеты и программу «Время» смотрел. Иногда по совести поступал, иногда против совести. Что с него взять? С него спрос меньше.

То есть надо нам всегда стараться различать, что есть грех по своему существу, а что не грех. Снова повторю: грех не какой-то проступок, а состояние души человека. Поэтому Господь и пришёл, чтобы души спасать. И мы тоже приходим в храм для чего? Не для того, чтобы поминать о здравии и за упокой, не для того, чтобы водой кропиться, а чтобы спасать душу. От чего спасать? Вот от этого самого гнусного состояния, которое есть грех. И оттого что душа наша находится в этом гнусном состоянии, в грехе, от этого и поступки у нас всякие нехорошие, от этого у нас и ссоры, и свары, и обиды какие-то друг на друга, и чего только у нас нет. Но это уже следствие. А лечить нужно не симптомы, а саму болезнь.

И если мы поймём, что такое грех, тогда мы легче от него избавимся. Не знаю, хорошо ли я объясняю или нет, но уж лучше просто не могу. Аминь.

Протоиерей Димитрий Смирнов
Рейтинг:  +11
olgavit
18 декабря 2018 года 2 181 8
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Что такое грех? И немного о посте.
  Попробую ещё раз объяснить, что такое грех.
Грех – не проступок, грех – это состояние человеческой души. Греховное состояние души человека выражается в его нехороших поступках, но может в них и не выражаться... Читать полностью
 


Дневник группы "Православие.":



Комментарии:

18 декабря 2018 года
+3
Спасибо большое,Оля!Храни Вас Господь!Как все правильно!

18 декабря 2018 года
+4
Сейчас Рождественский пост, и как во время, Олечка, твой пост!
Очень сложно в нашей жизни не грешить, но надо стараться. Изо всех сил, от всей души!

18 декабря 2018 года
+4
Лена, согласна, у самой , как в посте про пост) мясо не есть получается, а раздражаться и обижаться ну никак.

18 декабря 2018 года
+4
Во время поста нервы оголяются, сердце оголяется и все вольные или невольные вламывания в твою жизнь пронзают до боли и до отупения!
А надо держаться, сдерживаться и превозмогать! На то и дано это время Поста

18 декабря 2018 года
+2
olgavit пишет:
Вот когда мы нарушаем любовь к Богу и любовь к ближнему, тогда это грех, потому что грех есть противление воле Божией. Бог хочет, чтобы каждый человек был спасён, а уж что он для этого использует: на коленках ли стоит, или молится, или духовные книжки старается читать, или ближнему помогать – все средства хороши.
olgavit пишет:
грех не какой-то проступок, а состояние души человека. Поэтому Господь и пришёл, чтобы души спасать.

Спасибо родная моя Оленька. Храни тебя и твоих родных Бог Люблю тебя,дорогая ты моя

19 декабря 2018 года
+3
olgavit пишет:
Грех – не проступок, грех – это состояние человеческой души. Греховное состояние души человека выражается в его нехороших поступках, но может в них и не выражаться.
Не буду спорить с протоиереем. Но, я думаю, что состояние души не грех, а результат греха или безгрешия. А грехом является отказ от любви к Богу. Т.е. поступок причина, а грех - следствие. У протоиерея как-то нелогично получается: проступок - не грех, а грех состояние души. А до такого состояние душа как дошла?

19 декабря 2018 года
+2
проступок - не грех, а грех состояние души. А до такого состояние душа как дошла?
Смирнов говорит, что
Греховное состояние души человека выражается в его нехороших поступках, но может в них и не выражаться
А доходит душа до греховного состояния помыслами , которые присекать надо на корню., во всяком случае хотя бы стараться это делать. Это мое понимание сказанного. О борьбе с помыслами хорошо пишет (точнее наверно говорит, книги составлены по беседам с ним) Паисий Святогорец, могу уже ошибаться, но кажется третий том Слов "Духовная борьба".

19 декабря 2018 года
+2
Спаси тебя,Господи,Оля!Хорошая проповедь,укрепляет в пост.Я срываюсь с поста и снова начинаю.
И всех с праздником!


Оставить свой комментарий
B i "