Особое место в умном делании занимает Богородичная молитва: “Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”. Среди делателей молитвы, хотя и не так часто, но все же встречаются те, кто молились сей молитвой непрестанно или, по крайней мре, чередовали ее с молитвой Иисусовой. Так старец Парфений Киево-Печерский (XIX в.) наставлял своих учеников: “Иисусову молитву твори, примешивая к ней Богородичное обрадование”. Известно, что преп. Серафим Саровский заповедал дивеевским сестрам, и вообще всем желающим, обходить вокруг Дивеева, исполняя Богородичное правило: 150 молитв “Богородице Дево...”. Интересно то, что все акафисты Богородице, как правило имеют около 150-ти “Радований”, т. к. каждый икос акафиста включает в себя несколько возглашений Богородице, начинающихся со слова: “Радуйся”. Например: “Радуйся, Приятное молитвы кадило”, “Радуйся, Огненный столпе, наставляяй сущия во тьме” и т. д. Поэтому исполнение Богордичнаго правила, тоже включающаго в себя 150 “Радований”, как бы заменяет собою прочтение акафиста, и позволяет молящемуся навыкнуть Богородичной молитве, чтобы молиться ею непрестанно. Исполнение Богородичнаго правила способствует также более глубокому проникновению в смысл слов молитвы.
Думается, что если бы в наше малодуховное время, когда прежняя полнокровная христианская жизнь, зачастую воспринимается нами исключительно с внешней стороны, вдруг явился бы свят. Василий Великий и сказал, что наши пышныя богослужения, наши прекрасные хоры, наши благолепные храмы имеют малую цену в глазах Божиих, если мы пренебрегли непрестанной внутренней молитвой, то мы, наварное, ответили бы ему с усмешкой, словами самонадеянных языческих мудрецов: “об этом послушаем тебя в другое время” (Деян. 17, 32). Правду сказать – и ученики св. Василия Великаго недоумевали – как соблюдать неразсеянным молитвенное внимание, на что богомудрый пастырь отвечал, что на возможность такой неразвлекаемой молитвы-богомыслия указал “тот, кто сказал: «Очи мои всегда ко Господу» (пс. 24, 15), и «Всегда видел я пред собою Господа... » (пс. 15,8)” (“Древние иноческие уставы”, Москва, 1892 г., стр. 313).
Самая распространенная краткая молитва перешедшая из келейных правил в общественное богослужение это молитва “Господи помилуй”, которая поется ликом и после большинства ектений, и просто читается между другими молитвословиями. В богослужениях она часто повторяется по 40 раз, что напоминает о непрестанности моления. “Господи помилуй” есть не что иное, как сокращенная Иисусова молитва. Она рекомендуется некоторыми свв. отцами новоначальным, при вступлении в подвиг непрестанной молитвы. Ее легче удерживать в уме и за богослужением, чтобы успешно следить за читаемыми в храме молитвословиями.
Другими подобными краткими молитвами являются следущия: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу... ” и проч.; “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”; молитва Святому Духу. Еще одной такой молитвой является краткое молитвословие употребляемое в начале некоторых богослужений, если нет священнослужителя – “Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас” – это, тоже разновидность Иисусовой молитвы. Другая молитва, сродная с Иисусовой молитвой по смыслу: “Боже, милостив мне буди и прости мя блуднаго за имя Твое святое”. Глубоким христианским смирением веет от сей молитвы, молящийся, как бы признает себя недостойным даже произнести имя Сына Божия, но ради него просит о помиловании. Не случайно сия молитва входит в покаянное “Правило от осквернения”, где читается пятьдесят раз с земными поклонами. Указанная молитва, как и молитва Иисусова имеет своим основанием в Евангелии заповедь Спасителя – молиться во имя Его (Иоан. 14; 13,14).
Еще одна краткая молитва: “Боже очисти мя грешнаго” – читается, во время великопостных богослужений, по 12 раз вслед за молитвой преп. Ефрема Сирина. Вошла в богослужения и краткая молитва преп. Иоанникия – “Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый...”. Этой молитвой преп. Иоанникий молился непрестанно. Непосредственно с Иисусовой молитвы начинаются “Молитвы утрения”.
Вдохновляет на подвиг непрестанной молитвы – молитва “Трисвятое”: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас”. Как известно в IV в.по Рождестве Христовом в Константинополе один отрок был восхищен на Небо, где лицезрел ангелов непрестанно славословящих сей молитвой Господа. С тех пор эта молитва вошла в богослужебное употребление (только с добавлением слов – “помилуй нас”), Она призвана вдохновлять верующих на подвиг непрестанной молитвы, по примеру святых ангелов. Вообще же благодаря описанному чудесному случаю людям было открыто, что непрестанное славословие есть образ жизни небожителей. Из кратких молитв Богородице наиболее часто употребляющимися в богослужении являются следующия: “Богородцце Дево”, “Достойно есть” и “Пресвятая Богородице, спаси нас”. Последняя часто употребляется, как припев в канонах.
Особое место в умном делании занимает Богородичная молитва: “Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”. Среди делателей молитвы, хотя и не так часто, но все же встречаются те, кто молились сей молитвой непрестанно или, по крайней мре, чередовали ее с молитвой Иисусовой...
Читать полностью