Если Вы решили отдать ребенка в детский сад, то Вам необходимо как следует подготовиться к этому важному этапу в жизни ребенка. Как пройдет адаптация ребенка в детском саду? Сможет ли он выдержать целый день без мамы? Сможет ли подружиться с другими детьми? Давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы.
Наверняка, многие «бывалые» мамы сталкивались с такой ситуацией. В первый день ребенок с радостью пошел в детский сад, не плакал, когда мама уходила, спокойно играл с другими детьми. Но уже буквально на следующий день малыш не отпускает маму, плачет, закатывает истерики. Это абсолютно естественно и нормально. Ребенок вступает в стадию адаптации – приспособления к изменившимся условиям его окружения, распорядка. От того как протекает процесс адаптации, зависит дальнейшее отношение ребенка к детскому саду.
Адаптация к детскому саду считается легкой, если она происходит в течение одной-двух недель. Адаптация сроком до двух месяцев – в пределах нормы. Но если даже после трех месяцев посещения садика ребенок продолжает вести себя «как в первый день», то речь уже идет о тяжелой адаптации. Такой случае требует помощи квалифицированного психолога.
Что такое для ребенка детский сад? Это родителям понятно, что сад необходим для развития социальных навыков, для обучения ребенка правилам и дисциплине. А для ребенка садик – серьезное испытание. Он попадает в совершенно незнакомое ему место, родных рядом нет, от него что-то требуют. Раньше ему уделялось все внимание близких, теперь же он – один из многих, а это серьезный удар по детскому эгоцентризму.
Легче всего адаптация протекает у тех детей, которых родители заранее готовили к поступлению в детский сад. Вы можете начать подготовку с разыгрывания историй о садике, чтения сказок про детский сад. Можно играть « в садик» с игрушками. Хорошо будет если Вы заранее будете прогуливаться с малышом возле садика, рассказывать чем там занимаются детки, как весело им там играется. Надо представить ребенку садик как увлекательнейшее место для игр и забав. По возможности следует заранее познакомить ребенка с его будущим воспитателем, чтобы впоследствии он не испугался незнакомой «тети».
Кроме того, легче привыкнуть к садику детям, которые здоровы физически. Когда ребенок не болеет, его ничего не беспокоит, то и в эмоциональном плане он чувствует себя намного лучше. Ведь все силы организма направлены не на борьбу с заболеванием, а на привыкание к новой обстановке.
Если ребенок к моменту поступления в детский сад умеет самостоятельно одеваться, ходить на горшок, кушать ложкой и пить из чашки, то ему не придется срочно осваивать все эти необходимые навыки. А, значит, он будет меньше нервничать и беспокоиться. Если при этом, режим дня малыша похож на садиковский, то это позволяет свести к минимуму стресс из-за смены распорядка дня.
Примерно за месяц до начала посещения детского сада Вы уже можете потихонечку «переводить» его на нужный режим. Традиционно в детский сад детей приводят к 8 часам утра или в крайнем случае в пол девятого. Примерно в 8:40 – 8:45 дети завтракают, потом играют или занимаются лепкой, рисованием, аппликацией. Около половины одиннадцатого дети выходят на прогулку, в 12:15 – 12:30 начинается обед. С часу дня до трех – дневной сон, в половине четвертого – полдник. После полдника – вечерняя прогулка. Если ребенок будет заранее готов к такому распорядку, он сможет очень быстро привыкнуть к садику.
Трудно адаптируются к детскому саду дети, которые не привыкли питаться «по-садиковски». Зато, если на обед подают привычные для малыша супы, каши, котлеты или овощи, то он с большей охотой кушает.
Самый большой страх ребенка в адаптационный период – это то, что за ним никто не придет. Ни в коем случае, нельзя спекулировать этим страхом! Нельзя наказывать ребенка, угрожая, что Вы заберете его из садика последним или отдадите воспитательнице. В первое время нужно стараться забирать малыша пораньше, не опаздывать.
Ваш настрой тоже очень важен. Когда ребенок видит, что родители сами чуть не плачут, оставляя его в садике, он тоже начинает нервничать. Мама или папа должны всем свои видом показывать, что они спокойны, так как знают, что с малышом в садике ничего плохого случиться не может.