В начале нового года самое время уделить время планированию бюджета, чтобы в наступающем году добиться своих финансовых целей.
Итак, с чего же мы начнем?
1. Составьте список крупных планируемых покупок на год.
2. Зафиксируйте планируемые доходы - заработная плата, материальная помощь, пособия, возврат долгов, выплата %, выплата дивидендов. Я доходы распределяю на несколько статей: мои доходы, доходы супруга, возврат долгов, проценты по вкладам, кредитная карта. (Кстати, о кредитной карте-это удобный финансовый инструмент, но только в том случае, если вы умеете с ней работать и использовать ее оптимально. Я использую ее редко, но так, чтобы не платить %%, льготный период у моей карты 60 дней. На начальном этапе освоения финансового планирования кредитные карты-это табу. Почему? Вы еще не умеете контролировать свое стихийное потребление, плохо знаете свои возможности и, следовательно, рискуете получить еще один невыгодный кредит и кучу бесполезных покупок. В 2019 году я воспользовалась кредиткой 2 раза- по 50 000 рублей, вернула вовремя и не заплатила ни рубля процентов, оба раза была объективно необходимыми.)
3. Теперь приступим к планированию расходов. Чтобы достичь практически 100% попадания потребуется время, поэтому не отчаивайтесь, что с первого раза у вас не получится спрогнозировать все-все расходы. С точки зрения экономистов идеальная погрешность при финансовом планировании +/- 10% - вот к этому и будем стремиться. Я вам помогу.
Выделяем основные сферы расходов, из своей практики даю совет-не мельчите, лучше объединять сходные расходы, например, оплата коммунальных услуг, интернета, телефона, кабельного телевидения или расходы на здоровье: покупка лекарственных средств, оплата платных медицинских услуг.
Проанализировав свою жизнь, вы сможете выделить основные статьи расходов. Вот что получилось у меня:
1. Продукты питания
2. К/у (это вода, отопление, электричество, интернет, сотовые, кабельное телевидение, ТБО и УК).
3. Спорт (оплата зала, тренера, БАДы)
4. Дом, хозяйство (покупка бытовой химии, бытовых мелочей, например, контейнеры для хранения. различные салфетки, посуда и т.п.)
5. Покупки (запланированные покупки одежды, обуви, гаджетов и прочее)
6. Развлечения и еда вне дома (билеты в кино, в театр, походы в кафе/ресторан)
7. Транспорт (оплата проезда в общественном транспорте, содержание личного авто)
8. Услуги (маникюр, косметолог, парикмахер, ремлнт обуви, ремонт бытовой техники)
9. Дача (все расходы на дачу: покупка семян, удрбрений, инвентаря)
10. В долг (у меня периодически берут в долг-друзья, родные, коллеги, фиксирую здесь).
11. Резерв (ограничен конкретной суммой, используется для непредвиденных расходов, но это не покупка сумочки или блузочки, это оплата, например, ремонта сломавшейся бытовой техники или ремонта обуви, одежды)
Я веду бюджет в электронном приложении. Мне это удобнее, чем на бумаге, потому что у приложения многопользовательский режим и муж также может фиксировать свои расходы, приложение позволяет строить различные диаграммы, что наглядно демонстрирует положение дел в наших финансах, а самое главное-приложение экономит мое время и всегда под рукой, на смартфоне. Купила я его несколько оет назал по акции за 199 рублей и теперь наслаждаюсь удобством. Заполнение приложения-это уже рефлекс.
И напоследок ряд советов:
1. Подсчитав все доходы, выделите 10% в накопление капитала. Не можете 10%? Выделите 5%! Попробуйте! Вы удивитесь, что сможете обойтись без этой суммы.
2. Составляя список крупных покупок, привлекайте всю семью, так вы сможете принять более взвешенное решение, ведь обсуждение покупки - это объективный подход.
3. Если вы никогда не вели контроль над расходами, то начните не с составления бюджета, а с фиксирования всех расходов, делайте так 2-3 месяца, а уже потом приступайте к составлению бюджета, сделать это будет просто-у вас перед глазами вся аналитика, заодно и увидите стихийные и необоснованные траты.
4. Учитывать надо все расходы!!! Если вы думаете, что тут 50 рублей - ерунда, там 40 рублей - пустяк, то, поверьте мне, вы можете не досчитаться нескольких тысяч рублей.
Ну что, стало понятнее? Тогда вперед! Вы должны управлять своими финансами, а не наоборот.
Очень интересно и познавательно!!!
Спасибо!!!