Чересчур. Именно поэтому у них так часто случаются конфликты с родителями. Всё дело в недопонимании.
Это взрослый оперирует набором штампов и алгоритмов, который насобирал в течение жизни. У ребёнка же таких инструментов ещё нет, всё что ему доступно – незамутнённая чистая логика.
Кричит и бьётся в истерике маленький тиран на полу в магазине игрушек. Ему не купили машинку! Отказали. И он закатывает «концерт». «Фу, какой избалованный!», «Фу, какой невоспитанный!»
– подумают взрослые и будут не правы. Ребёнок в порядке, он всё верно проанализировал. Вчера в этом же магазине те же самые взрослые купили ему игрушку, когда он об этом попросил.
Сегодня все условия те же, но ему отказали. И он не понимает — почему? Для взрослого кажется очевидным, что вторая дорогая игрушка подряд — это уже наглость и излишества.
Потому что взрослый обладает знаниями о целом наборе различных жизненных факторов — он знает, что такое деньги, для чего они нужны, каким трудом достаются и что будет, если денег не хватит, к примеру, на еду.
У ребёнка всей этой информации о мире ещё нет, никто не потрудился объяснить ему такую
длинную цепочку или просто не смог. Поэтому, с точки зрения ребёнка, — случился логический сбой.
И он падает на пол и кричит, не в силах смириться с несправедливостями этого странного мира. В первый раз это абсолютно искренняя истерика, кстати.
Но стоит в этот момент всё же купить игрушку — ребёнок запишет в свою базу данных новый пункт: «истерика помогает преодолеть несправедливости». И вот тогда держись, мама, ты обеспечила себе проблемы на много лет вперёд.
Но куда интереснее, когда ребёнок с его логикой оказывается прав. Мы так носимся со своим жизненным опытом, что зачастую не замечаем его ошибочность.
У каждого из нас есть набор жизненных тезисов и привычек, не основанных на логике. Вот тут-то ребёнок может помочь выявить их и пересмотреть.
Первый урок такого рода мой сын преподнёс мне, когда ему было полтора года. Теперь я очень люблю рассказывать эту историю друзьям, когда речь заходит о детях.
Больно уж поучительной получилась. А дело было так. Захожу в кухню и вижу, что мой Сашка сидит прямо на столе, перед ним большая сахарница, в руках длинная ложка.
Он опускает эту ложку в сахар
и выдёргивает с такой силой, что сахар подлетает высоко вверх. Это он так его ел. В сахаре было всё — стены, пол, стол и сам ребёнок.
Я среагировала автоматически — кинулась к нему с криками: «Стой! Нельзя!». И только спустя секунду остановилась. Такс. А почему, собственно, нельзя? Это опасно для здоровья? Нет, это обычный сахар. Мы бедны и это наш последний сахар? Нет, в кладовке ещё мешок стоит. Мне сложно будет это убрать? Да нет, не сложно, я вполне здорова и могу это сделать. Так почему же «нельзя»? Вот так и выяснилось, что причин для запрета нет, и мой счастливый сынок с удовольствием облизывал сладкую ложку и кормил меня сахаром, пока не надоело. А могла же просто устроить ребёнку стресс и обидеть безо всяких на то объективных причин.
Анализировать детское поведение и корректировать в связи с этим свои взгляды оказалось очень интересно.
Вы знаете, что когда ребёнку впервые задают вопрос — Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? — он буквально впадает в ступор и не может ответить. Только потом, когда ему объяснят, что речь, оказывается, идёт о выборе профессии, он запомнит эту странную формулировку и в будущем лег
ко будет отвечать своё «пожарным» и «ветеринаром». Но в чистом виде (без опыта) построение вопроса выглядит, извините, очень глупо. Что значит «кем я стану»? Я что, стану кем-то другим? Как был Васей (Петей, Машей), так и останусь. Что за бред — становиться кем-то ещё? Ещё страшнее услышать от родителей: «Не важно кем он будет, главное, чтобы хорошим человеком стал». Вот казалось бы, доброе сказал о ребёнке, а он обиделся. Тупой что ли? Да нет, не тупой. Наоборот — слишком логичный. Если вы ждёте, что ребёнок СТАНЕТ хорошим человеком, значит сейчас вы не считаете его хорошим или не считаете человеком. И то и другое — обидно. Вы же не сказали: «Главное, чтобы хорошим человеком остался». Мелочь, слово, устоявшееся выражение. Но в логичной детской голове оно может обернуться серьёзным оскорблением. Если, конечно, ребёнок вообще сосредоточится на ваших словах, а не отвлечётся на птичку или собачку.
Это отличный повод заострить внимание на том, что и как мы говорим. Отличный повод пересмотреть какие-то свои привычки и взгляды.
Ребёнок кричит: «Я хочу пить!», развалившись, как господин. И родителя бесит, что он не просит, а повелевает. Ну почему же он не скажет: «Дайте мне попить, пожалуйста»?
Почему орёт: «Я хочу!»? А потому что вы его так научили. Когда вы предлагаете что-то ребёнку, вы не спрашиваете: «Налить тебе компота, пожалуйста?». Вы спрашиваете: «Пить хочешь?»
И вот когда впоследствии ребёнок испытывает жажду, он просто поворачивает этот вопрос в утвердительную форму. А родители почему-то недовольны…
Наши штампы и жизненные алгоритмы — вещь неизбежная и нужная. Не способен человеческий мозг каждый день осмысливать с нуля каждое явление.
Поэтому и возникают устоявшиеся представления о тех или иных вещах. Но среди этих представлений зачастую бывает много лишнего, ошибочного.
Время от времени понятийные штампы нуждаются в новом осмыслении, иначе жизнь может превратиться в череду ошибок.
И маленький ребёнок — это лучший помощник в деле отсеивания логичных установок от ошибочных.
К сожалению, взрослые очень часто упускают возможность очистить свой мозг от ненужного, испытывая вместо этого раздражение и гнев.
Стоит такая мамашка, кричит на ребёнка: «Да как же ты, дуралей, не понимаешь?!» А он не понимает, потому что это невозможно понять.
Потому что это не логично. Она и сама не понимает, что говорит, не осмысливает.
Заучила когда-то жизненную установку, как исключение из правил или неправильный глагол и теперь пытается вдолбить её в логичную детскую голову при помощи подзатыльников.
Чтобы он точно так же потом вдалбливал эту ошибку в головы её внуков. Грустная картина.
А всего-то надо понимать, что дети логичнее взрослых. Тогда и тем, и другим будет намного веселее и проще жить.
Фина Сафонова
Ребенок некоторое время ходит молча, потом спрашивает - а что мы здесь делаем?
Мама - мы ищем сметану.
Ребенок, приняв и обдумав, выдает - мы ищем бесплатную сметану?
Дети слишком логичны