Человек создан для счастья, для благоденствия. С такой, казалось бы, радостной ноты начинается богословское сочинение: «Почему верующие страдают?».
Но если люди созданы ради блаженства, то почему в мире так много слёз и страданий; опять же, почему страдают даже и те, для кого Бог особенно близок, почему страдают верующие?
Скорбь вошла в мир через грех. Несмотря на то, что причиной появления скорбей явилось зло, отказ человека от греха не означает автоматического освобождения от возможных несчастий и бед.
Сын Божий, Христос, был абсолютно безгрешным, однако и Он, живя на земле, претерпевал лишения, унижения, побои и, наконец лютую смерть. Для верующего, следующего по стопам Христовым, путь скорбей — путь, повторяющий путь Самого Искупителя: «В мире будете иметь скорбь»
.
Полная свобода от скорбей ожидает праведника в Царстве Небесном. Во время же земной жизни он не должен отчаиваться, сталкиваясь с несчастьем, не должен терять упование и надежду.
При правильном отношении к скорбям они могут служить для страдальцев врачующим, очищающим средством, средством укрепления веры, возвышения и преображения духа.
Бывает так, что человек терпит скорби за какой-то давно соделанный и забытый грех: человек о нем забыл, а Бог не забыл и желает очистить душу, чтобы она спаслась.
Приведем пример из жития преподобного Ефрема Сирина. Когда он был молодым, его осудили по ложному обвинению и посадили в темницу. Там были и другие люди, стали беседовать, и многие говорили, что осуждены несправедливо.
Ефрем тоже рассказал свою историю: «Однажды шел я в город, увидел в поле пастуха с овцами, он меня пригласил к себе, мы долго беседовали с ним о Боге, потом заснули, а утром оказалось, что ночью кто-то увел все его стадо. Пастух обвинил меня: мол, я нарочно заморочил ему голову разговорами, а мои дружки тем временем увели овец… и предал меня судьям, и вот я в темнице…» Ефрем молился усердно: «Господи, я ведь ни в чем не виноват!» И Господь открыл ему, почему он находится в темнице.
Во сне Ефрему явился Ангел и сказал: «Ты считаешь себя невиновным, а вспомни: когда ты был мальчиком, то отвязал у одной бедной вдовы корову, она ушла в поле, а там ее волки загрызли, и осталась вдова с малыми детьми без молока. Забыл? А Господь не забыл, и вот тебе наказание за этот грех, некоторое время ты должен посидеть в темнице». Ему было открыто, за что и другие сидят – многие страдали за прошлые грехи.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: если тебя оскорбляют, ругают, и ты виноват – покайся, а если не виноват – радуйся, ибо тебя ожидает великая награда от Бога.
Скорби посылаются нам для того, чтобы мы не грешили, чтобы обуздать наши страсти. «Беда подобна узде, которую кони укрощаются и сдерживаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется, а бедою, как уздою, оно смиряется», – говорит святитель Тихон Задонский.