Одним из важных православных праздников является Успение Пресвятой Богородицы.
Его ежегодно отмечают 28 августа.
В эту дату церковь вспоминает кончину Девы Марии, знаменующую собой не только грусть, но и радость о воссоединении Божьей Матери со Своим Сыном.
Обычно, при разговорах о смерти, большинство людей приходит в удрученное состояние. О ней не принято заводить речь в компании: Напоминание человеку о его будущем и неизбежном конце считается дурным тоном. Мы упорно отгораживаемся от самой мысли, что через минуту нас может не стать на белом свете.
Современное общество панически боится смерти. Но в христианстве отношение к этому феномену совершенно иное, чем в светской среде.
Церковь, с одной стороны, утверждает, что смерть чужда человеку; с другой стороны, воспринимает ее спокойно и даже с некоторой радостью.
Более того, множество дат православного календаря – это дни смерти тех или иных святых
. И совсем уж дико для обывательского сознания выглядит праздник Успения Пресвятой Богородицы, который, по сути, является воспоминанием о Ее смерти.
Почему же Церковь столь торжественно отмечает это, казалось бы, грустное событие?
Ответ на этот вопрос лежит в самом названии праздника. Оно созвучно словам «успех» и «спелость». Оба понятия при всех возможных оттенках своих значений, связаны с положительным завершением чего-либо. Успешный человек – значит, у него все получается, и везде он достигает желаемых результатов. То есть, все сводится к некоему благополучному исходу, к некоей завершенности и гармонии.
В этом же ключе христианство рассматривает и кончину человека, которая понимается не как нечто фатальное и бессмысленное, а как переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.
Наиболее отчетливо это видно на примере Пречистой Девы.
После Воскресения Христа Ее забрал к себе домой Иоанн Богослов: еще на Голгофе, в последние минуты земной жизни, Господь поручил любимому ученику быть попечителем своей Матери, которой тогда было около 50 лет.
Современная женщина в таком возрасте может многого в жизни добиться сама, поэтому такая забота о Богородице со стороны Христа и апостолов в наше время кажется странной.
Но в древности женщина не имела таких широких прав, как сейчас. Главным распорядителем в семье был мужчина. На нем лежала ответственность не только за детей, но и за женскую половину дома – жену, мать, незамужних сестер.
Жить вне семьи для женщины считалось позором, только пребывание рядом с мужчиной гарантировало ей безопасность и социальный статус.
Пресвятая Дева стала вдовой, когда Христос был еще совсем юным.
Какое-то время о Ней и Ее Сыне заботился Иаков – один из детей Иосифа Обручника от первого брака. Повзрослев, Христос взял попечение о своей Матери на Себя. И вполне естественно, что перед восшествием на небеса Господь поручает самого родного человека Своему любимому ученику, который и заботился о Богородице до самого последнего дня Ее земной жизни.
В Священном Предании сохранилось не так уж много свидетельств о земной жизни Марии после Христова воскресения, да и эти свидетельства порою довольно неоднозначные.
Например, до сих пор два древних города – Иерусалим и Эфес – спорят за право считаться местом последнего проживания Божьей Матери.
И все же очевидно, что Мария была самой уважаемой женщиной в Церкви, Она была хранительницей слов своего Сына, живой памятью о Нем, ярчайшим образцом того, каким должен быть настоящий человек. В Пресвятой Деве максимально полно и многогранно развились все христианские добродетели. Вместе с Апостолами Она по мере сил участвовала в проповеди Евангелия, но сила той благой вести, которую несла Богородица, заключалась не в вычурных словах, красивых фразах или убедительных аргументах.
Матерь Божья проповедовала Своими делами – смирением, кротостью, любовью.
У всякого, кто хоть раз общался с Нею, в душе навсегда оставался благодатный след. Очень многих эта благодать приводила к искренней вере. Невидимый, но ощутимый сердцем свет, который исходил от Божьей Матери, проникал в душу человека, и после этого не хотелось возвращаться туда, где этого света не было, а хотелось идти за этим светом дальше.
Состарившись, Мария все больше времени проводила у мест, связанных с земной жизнью своего Сына. Она очень хотела к Нему и чувствовала, что эта долгожданная встреча состоится. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил и сказал, что через три дня Она отойдет к Господу. Напоследок архангел вручил Богородице ветвь финиковой пальмы – символ мира и радости.
Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть – например, апостолов, которые разошлись по Римской империи на проповедь. Три дня было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну, чтобы Он эту проблему решил. Она не требовала – Она просто попросила – смиренно и кротко, как делала это всегда. И на материнские молитвы Господь ответил чудом – во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.
И вот, настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а спит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка – наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.
К этому времени Пречистой Деве исполнилось 72 года.
Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим.
Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо – христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.
В процессии не участвовал апостол Фома – Господь специально не позволил ему прийти вовремя. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было – в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».
Праздник Успения всегда был очень любим в народе. Практически в каждом старинном городе есть Успенский храм.
Этот день календаря являет нам две очень важные истины. Во-первых, смерть – это не конец! Это начало бесконечного пути под названием Вечность.
Но, с другой стороны, этот путь предполагает некую готовность, некую спелость!
Если человек в земной жизни успел очиститься от греха, обогатить свой духовный мир, развить в себе добродетели, то его смерть будет действительно успением – то есть успешным завершением жизни, достижением тех благих целей, которые поставлены Богом перед каждым из нас.
С Праздником!
Такой интересный и подробный рассказ.
Спасибо.Валечка.
Добавлю еще
Слово «успение» означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну.
Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, потому что Она «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула».
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы.
И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1).