Добрый день!
На календаре зима, а я хочу вспомнить об одной осенней поездке.
В октябре, возвращаясь из Туркестана мы заехали в Сауран.
Юго-запад Казахстана богат на древние городища, столицы исчезнувших государств, ставки казахских ханов.
Это и Женд, Жанкент, Узгент, Сыганак, Сауран, Созак, Туркестан.
Сауран представлен даже двумя городищами.
Изначально город в VI—XIII веках располагался в 3 км к юго-востоку от более позднего города — теперь это городище называется Каратобе. Город на месте современного городища Сауран функционировал в XIII—XVIII веках, после чего был заброшен. Сауран являлся важным торгово-экономическим центром, контролировавшим проход между хребтом Каратау и Сырдарьёй, по которому проходил караванный путь. Население города во время расцвета, по мнению ученых, насчитывал от 3 до 15 тысяч жителей.
Сауран — место первой находки на территории Казахстана системы кяризов — ирригационной системы колодцев с подземными каналами для орошения полей, в 2002 году подобные сооружения были найдены ещё в трёх местах Туркестанского оазиса.
А средневековый арабский географ Макдиси писал о том, что «Сауран (Савран, Сабран) — большой город, окруженный 7 стенами, соборная мечеть находится во внутреннем городе». Например, высота крепостных стен из сырцового кирпича достигает до 7 м, основание стен до 3 м, ширина ворот 5-6 м.
Мы были в "новом" городище, лучше сохранившемся и частично отреставрированном, а за семью стенами это"старое".
Крепостные стены неплохо сохранились благодаря строительству из особой глины.
Входные стены города остались словно нетронутыми. Археологи раскопали знаменитое медресе с качающимися минаретами, восстановили центральные улицы, стены, фундаменты зданий. А пару лет назад здесь нашли целый клад - 25 килограммов медных монет.
Раскопки в Сауране продолжаются по сей день. Сегодня археологи ищут дворец, где жил правитель, и загородную мечеть, где проводились жертвоприношения. В будущем на месте города планируют открыть огромный музей под открытым небом и тем самым вдохнуть в город новую жизнь.
Сауран функционировал вплоть до начала XVIII века. А после город полностью разрушился. Последний житель Саурана - одинокий старик-мулла.
Почему люди покинули город - историкам дать ответ трудно. Есть две версии: согласно первой, город пал после того, как перестал функционировать сухопутный Великий Шелковый путь. Великие географические открытия и, в частности, открытие европейцами морских путей в Индию и Китай, сделали невыгодным долгий сухопутный путь. По степи перестали идти караваны, и город запустел. Большую роль в этом, считают историки, сыграло и джунгарское нашествие. Передвигаться по степи для купцов со всего мира стало крайне небезопасно.
Согласно второй версии, падению города способствовало отсутствие чистой воды. Древние каналы уже не могли обеспечить растущее население в нужном объеме, и люди стали переселяться в ближайший город - Туркестан.
Жил в Сауране некогда и знаменитый поэт Васифи. В своих произведениях он рассказал об уникальном медресе с двумя качающимися минаретами, которым сам немало восхищался, назвав его еще одним чудом света. "На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства. К ним прикреплены цепи, а под куполом каждого пристроены бревна так, что если кто-либо силой приводит бревно в движение, цепь колеблется и тем, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет. А это одно из чудес мира".
То, что соседняя башня качается, - лишь физическая иллюзия. Но по сей день не раскрыт секрет ее создания. Раскачивающиеся минареты сохранились лишь в иранском Исфахане, где посмотреть на них стекаются сотни туристов со всего мира. Но ученых к минаретам не допускают - как раз-таки с целью того, чтобы не рассекретить древнюю технологию. Ведь, чтобы понять секрет, нужно разобрать башни. И даже не столько башни, сколько их фундамент, а он составляет не менее 6 метров в глубину. Сложены кирпичи бывают в причудливый узор. Археологи считают, что именно в этой необычной кладке фундамента кроется тайна башен.
Сауранские качающиеся минареты просуществовали плоть до XIX века.
Сауран был важной торговой точкой степного отрезка Великого Шелкового пути. Своего рода пограничный пункт между среднеазиатскими ханствами и степными племенами. В городе располагалось множество караван-сараев - мест отдыха и торговли для многочисленных купцов. Город был богат и развит. Процветали различные ремесла. Письменные источники рассказывают и о многочисленных сделках, а также о "прибытии бухарских купцов в Сауран". Торговля была настолько успешной, что пришлось открыть собственный монетный двор - в городе чеканились медные динары. А потому не удивительно, что за Сауран в свое время между казахскими и узбекскими племенами прошло немало кровавых битв. В XIII веке город стал столицей Ак Орды, а в конце XVI он перешел в Казахское ханство.
Сауран был и одним из важнейших центров мусульманской культуры. Путешественники рассказывают о находившейся некогда в Сауране большой мечети и стоявшем рядом медресе. Между ними располагались массивная арка с воротами и небольшая аккуратная дорожка, выложенная булыжником. Способствовали духовному развитию атмосфера старинного города, его блаженный воздух. "Построен он в открытой, ровной степи. Он чрезвычайно веселый, светлый, с мягким, бодрящим воздухом, который придает разуму радости и силы. По всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья. Сам город окружен высокой стеной, а вокруг него ров", - писал о Сауране в XVI веке мыслитель Рузбихан.
Прославился Сауран и удивительными научными изобретениями. Так, в городе была проложена уникальная сеть водоснабжения - система "кяриз". По сказаниям Уасифи, городу ее дал в почтение один из мусульманских подвижников Мир Араб. Для постройки канального трубопровода протяженностью в семь километров использовались 200 индусов-рабов. Впоследствии система канализации росла и усложнялась. В итоге жителям Саурана удалось проложить не просто разветвленную сеть канализации, а настоящий подземный город! Общая длина водопровода составляет 120 километров. Воду в город приходилось подавать с предгорьев Каратауского хребта. Через каждые 5-7 метров выкапывались вертикальные колодцы. Строго выдерживая уровень наклона и горизонты между колодцами, под землей прорывали тоннель. В некоторых местах, пишут средневековые летописцы, тоннель был настолько обширным, что по нему с легкостью мог проехать всадник на лошади.
Существование кяризов было строго запрещено разглашать. В смотрители, как и в строители подземных тоннелей, допускались лишь избранные. Говорят, строительство одного пролета длиной 6 километров оценивалось в слиток золота величиной с овечью голову. Прорыты тоннели были до Туркестана и Сайрама (Исфиджаб), так что правители города в любое время могли покинуть его, нисколько не опасаясь за свою жизнь. Но все же главным предназначением тоннелей было снабжение города чистой питьевой водой. Целыми сутками она мирно текла по кяризу подземной рекой от самых горных источников.
А это муж выглядывает долго ли еще Сауле будет делать бесконечные фото.
Мы уехали, но решили обязательно вернуться, когда будет теплее и вволю погулять по бесконечному городищу с детьми. Особенна красива местность, как и любая степь, весной, в период цветения маков и тюльпанов.
В том же Иране кяризы строили еще три тысячи лет назад.
Стена с какими-то штырями поразила
К сожалению, туризм у нас не так развит. Например, в компактном и густонаселенном Узбекистане его развивать гораздо проще, чем с нашими бескрайними расстояниями и степями.
Сауран, к сожалению, не так развит, хотя там большой археологический потенциал, еще несколько древних городищ в относительной близости и всего 40-50 км до Туркестана - крупного города с аэропортом/вокзалом/гостиницами и тп. Более менее раскручиваются только туристические места вокруг двух столиц.
А просторы вообще впечатляют
Теперь я просто обязана написать про Туркестан
Хотелось, чтобы такие места по-дольше сохранились, а не превратились в пыль...