Цель создания икон — способствовать единению человека и Бога.
Благоговейно взирая на образ Божий и образы святых, представленные на иконах, молясь перед иконой, мы духовно возносимся к Самому Первообразу.
Между богомольцем и Тем, к кому обращается богомолец во время моления, устанавливается действительная духовная связь.
Бог, или Его святые, слышат молитву, реагируют на просьбу молящегося (по мере веры и в меру уместности).
В этой связи икона называется окном в иной мир.
Икона – это глубоко символическое изображение.
Характерные особенности иконописного лика, изображение жестов и положения фигуры бывают наполнены не только буквальным, но и духовным смыслом.
Работая над написанием образа, иконописец старается избегать изображения лишних элементов.
В отличие от идолов святые иконы не олицетворяют ложных богов, не представляют собой обожествленную в воображении тварь, но представляют образы действительно существующего Бога и Его святых, образы видимого и невидимого мира, важные события прошлого, настоящего, будущего.
В отличие от идолопоклонников, веривших в могущество своих идолов, христиане, почитая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молитвенные обращения направляются к дереву и краскам.
Почитая иконы, христиане угождают Богу.
Одно из первых прообразовательных изображений Иисуса Христа было создано по указанию Божию во времена Ветхого Завета: медный змей прообразовал собой Спасителя, вознесенного на Крест, умершего (и впоследствии воскресшего)
Как евреи, взирая на медного змия, спасались от укусов ядовитых змей, так христиане, взирая с верой на образ Распятого Спасителя, молясь перед ним, избавляются от власти диавола и греха.
Не всякое изображение Господа, Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых является иконой.
Каждая икона очень символична.
«Проще всего, – говорит митрополит Сурожский Антоний, было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь.
Это принцип символа: показывается нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием».
Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог – несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности.