— Геронда, Вы так устаёте… Откуда у Вас ещё и на молитву силы есть?
— А я в молитве не растрачиваю сил, наоборот — их набираюсь. Я даже вот что понял: по-настоящему человек набирается сил только молясь. Когда молитва идёт от сердца, она прогоняет и усталость, и сон, и голод. Душа разогревается, и ни спать, ни есть уже не хочется. Ты живёшь в вышеестественном состоянии и питаешься по-другому — тебя питает духовное.
— Геронда, а во мне вот нет любви к молитве.
— Сердце твоё пока ещё не разогрелось. Ты молишься не потому что хочется, а потому что «так нужно». Отправная точка для твоих действий — дисциплина, поэтому всё и получается сухо. Вот скажи, с чего ты обычно начинаешь молитву?
— Ну как с чего, геронда?.. С мысли, что надо помолиться о себе, надо помолиться о людях…
— Удивительный ты всё-таки человек!.. Всё делаешь, потому что «так надо». Молиться — «надо», поклоны класть — «надо», Священное Писание читать — тоже «надо»… Всеми этими «надо» ты загоняешь себя в угол.
Конечно, неплохо, что ты дисциплинированный человек. Но начинать-то надо не с этого, а с простого смиренного помысла, с боли. Должно заработать сердце, оно должно почувствовать боль. Тогда и не нужно будет на себя давить. Будешь чувствовать радость, трепет и восторг.
Источник: Отрывок из шестого тома «Слов» преподобного Паисия Святогорца «О молитве», М, Орфограф, 2021, стр.57.
Спасибо Валюша