Каждый год 29 августа христиане отмечают Третий Спас. Как и любой церковный праздник Ореховый Спас, так праздник зовется в народе, несет в себе не только церковные, но и этнические приметы, традиции, поверья и запреты.
Еще одно название этого праздника — «Спас на холстах»: в этот день празднуют перенесение в Константинополь нерукотворного образа Спасителя, поэтому он стал временем продажи и освящения холстов и полотна. Вообще, конец Успенского поста почти по всей России отмечали ярмарками, и считалось, что в этот день надо купить хоть что-нибудь, иначе удачи не будет весь год. 29 августа хозяйки заготавливали на зиму лечебную ореховую настойку. Ее делали из перемычек грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.
Существует множество названий этого праздника: Ореховый, Малый, Холщовый, Хлебный, а также церковное название —Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя.
В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его полотенцем, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику.
Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.
Как следует из названий, главные блюда в этот праздник —свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи: в эти дни заканчивалась уборка хлебов и поспевали лесные орехи. Аппетитные огромные караваи, выпечка и различные блюда с орехами — все это очень полезно и вкусно. Этот Спас также называется и Холщовым —в честь Нерукотворного образа. В древности он почитался особо: освященные в этот день ткани с изображением Иисуса Христа выполняли функцию знамен во время военных походов. Этому празднику посвящали и ярмарки полотен и холстов, которые проходили повсеместно, потому что большая часть крестьян уже освобождалась от работы в поле.
Утром контролировал нарезание дыни