(Из слова о гневе, яко держай гнев на свои други во область дается дьяволу)
Некто Исаак монах рассказывал следующий случай из своей жизни.
Однажды, говорит он, я поссорился с братом и стал гневаться на него.
Между тем, сидя раз за своим рукоделием, я вспомнил о своей ссоре, раскаялся и, тревожимый страхом ответственности перед Богом, думал: что мне делать?
В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив, как бы следовало, крестного знамения, сказал: «Ты согрешил и тревожишься; отдайся мне и будешь спокоен».
Я же, узнав, что это дьявол, отвечал: «Уйди, ибо ты не от Бога».
Он же мне: «Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой».
«Нет, – говорю, – не твой я, дьяволе, а Божий».
Он сказал: «Гнев держащих и зло помнящих Бог предал нам; ты же три недели гневаешься на брата своего».
Я отвечал: «Лжешь».
А он: «Ты зло имеешь на него; а держащих злопамятство ожидает геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты мой».
Услышав это, я тотчас же пошел к брату моему, поклонился ему и примирился с ним.
Что же? Возвратившись домой, я увидал, что дьявол, не терпя моего примирения, из злобы сжег мое рукоделье и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился.
Кто имеет злобу на ближнего, к тому имеет ближайший доступ враг нашего спасения дьявол; что кто не раскаивается в своей злобе, над тем дьявол приобретает даже власть; что держащихся злобы ожидает в будущей жизни огонь геенский; и что, наконец, раскаянием в своем гневе и примирением с ближними мы посрамляем дьявола и гоним его от себя прочь.