В 2023 году — три родительские поминальные субботы Великого поста: 11, 18 и 25 марта.
В Великом посту есть 3 особых дня поминовения умерших — так называемые родительские субботы. О том, почему именно субботы (а не четверги, например) и зачем поминать умерших — в трех вопросах, на которые мы коротко ответили.
Почему умерших поминают именно в субботу?
В Великий пост совсем немного дней, когда можно служить полную литургию, во время которой есть поминовение усопших — по будням (и то, не всегда) служится литургия Преждеосвященных Даров, а воскресные дни приурочены к особым Евангельским событиям. Единственный вариант — суббота. Поэтому их так и стали называть: «Родительские поминальные субботы». Под родителями здесь имеются ввиду все почившие родственники. И, конечно, в эти дни можно поминать не только родных, а всех крещеных усопших. Исключение — самоубийцы.
Зачем молиться об умерших?
Чтобы облегчить им загробную участь. Насколько это действительно им поможет — сказать трудно. По словам апостола Павла все христиане — единый организм, который может влиять друг на друга. Хочется верить, что не только в отрицательную сторону. Душа человека бессмертна и ее окончательная участь решается не после смерти тела, а после Второго Пришествия Христова. И до него мы можем молиться за умерших, так как сами они уже не могут повлиять на свое посмертие. Остаемся только мы — пока еще живые родственники и просто близкие люди, которые помнят умершего и переживают за него душой.
Можно ли молиться о некрещеном покойнике?
Можно, но дома. Так как этот человек при жизни не стал членом Церкви (а Таинство Крещения подразумевает именно это), то и смысла нет после смерти стараться его туда «затащить». Но какова его посмертная участь мы не знаем, она остается на усмотрение Господа. Многие святые говорили о том, что те люди, которые не знали Евангелия или их знания были искажены, будут судимы Богом не так, как те, кого достигла Благая весть. Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их память.
В родительскую субботу отец Александр служил поминальный молебен. Я ему помогал. Перед началом написал большущий список имен своих родных и близких, уже ушедших в глубины земли.
Но у самого батюшки списки поминаемых были вообще огромными – целые тетрадки имен усопших, убиенных, за царя и веру, за страну нашу Российскую пострадавших.
Батюшка читал и читал. Молящиеся все передавали и передавали ему через меня листочки – памятки.
Торопливо взглядывал я на них: там значились имена воинов, младенцев, даже и безымянных младенцев, погибших до рождения. Бесчисленные ряды имен, имен, имен…
Иногда грамотно: Иоанна, Симеона, Евфимия, Иакова, а иногда просто: Фисы, Пани, Саши…
Батюшка читал и читал.
Вспомнил я иностранца, стоявшего со мною однажды на субботнем богослужении.
Сказал он: «У нас все службы не более двадцати минут». А тут только зачитывание поминаемых имен заняло более получаса.
Так вот, зачем я все это вспомнил? Именно – из-за одних слов батюшки. Заканчивая поминовение, он, принимая в руки кадило и вознося его молитвенный дым, возгласил:
– Молимся Тебе, Господи, и о всех православных, кого некому помянути.
И вот это «некому помянути» довело до слез.
Но как же некому? А мы? Мы, предстоящие престолу, в купели крестившиеся, как и те, безымянные для нас, но Господу ведомые? Мы же повторяем слова: «Имена же их Ты, Господи, веси». Мы же с ними встретимся, мы же увидимся.
Будем поминать всех от века почивших. Как знать, может, и наши могилки травой зарастут. Вдруг да и нас, кроме Господа, будет некому помянути.
Молимся Тебе, Господи, и о всех православных, кого некому помянути.