Накануне одного из важнейших христианских праздников, Дня Святой Троицы, верующие поминают всех усопших христианах.
Традиция на Троицу молиться об умерших существует со дня установления праздника, называемого также «днём рождения Церкви», членами которой являются не только живущие сейчас верующие, но и те, кто уже закончил свой земной путь.
В день Пятидесятницы дело спасения мира завершилось схождением Святого Духа, Своей благодатью касающегося и живых, и мертвых.
И в Троицкие дни особенно ощущается единение всей Церкви.
Считается, что чистосердечная молитва живых и благодеяния в память об умерших облегчают участь даже тех, кто оказался в аду.
Об «во аде держимых»
У многих из нас родители, бабушки и дедушки, братья, сестры и дети умерли вне веры. Нельзя отчаиваться в спасении этих людей. Мы должны молиться о них, а также о всех «во аде держимых», помня, что Господь «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит»
Господь «хочет, чтобы все люди спаслись», и в этом Его желании мы не должны препятствовать Ему: наоборот, своей молитвой за усопших мы должны помогать Богу спасать грешников.
Церковь молится и в сам праздник Троицы во время особых, раз в год читаемых коленопреклоненных молитв.
Возможно, именно поэтому существует заблуждение, что в Троицкую родительскую субботу можно молиться о некрещёных и самоубийцах.
О тех, кто сам отделил себя от Бога своим неверием или смертным грехом, молиться можно и нужно самостоятельно, а вместе с Церковью — только за тех, кто был и остается ее членом, пусть даже грешным и заблудшим.
И не будем рассуждать о том, кто спасется, а кто не спасется, потому что это известно лишь Богу.
Но будем молиться о спасении всех, в том числе «иже во аде держимых».
Как говорит преподобный Силуан Афонский, «у нас должна быть только одна мысль — чтобы все спаслись».