О вреде и пользе существующих традиций.
Завтра начинается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием “трёх Спасов”.
Что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?
Название «Спас» указывает нам на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него.
Празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.
Религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, говорят о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни и быта.
Религия играла огромную роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах.
Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий, все это было вопросом жизни и смерти.
И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа.
Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой.
Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.
Приносить Богу сборы первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды.
С другой стороны, нужно отметить факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых.
Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью.
Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным, внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.
Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что люди приносили в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно.
Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни.
А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин.
Церковный народ это хорошо знал.
И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких.
Про воскресный день написала Валюша
Спасибо
https://www.diets.ru/post/2018911/
Нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным.
Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.
В день Преображения Господня 19 августа принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты.
Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением.
Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая.
Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка.
Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов.
В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая.
В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека.
А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания.
Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.
А после бабушки у меня в жизни православной, была мама мужа. От неё я, тоже никогда не слышала и не видела, чьо бы мама носила в храм что то освящать, кроме куличей. А у мамы мужа мы часто гостили во время Успенского поста
А завтра во всех мессенджерах начнутся отправляться открытки с медовым спасом