Как ни сурово звучит, но любая помощь, о которой ребенок не просит, препятствует его развитию. Не стоит поднимать упавшего малыша, если он пытается встать сам. Вместо того чтобы класть детскую книгу на место, задайте владельцу вопрос: «Ты помнишь, где она лежала?». Вы увидите, как изменится поведение ребенка.
Сформулируем несколько основных принципов действия взрослых, которые помогут ребенку стать более самостоятельным.
1.
Исследовать мир. Если ваш малыш больше ползает, чем сидит в манеже, он получает больше ощущений, больше опыта и раньше становится самостоятельным.
Реагируйте на его сигналы, подсказки. Заинтересовался молнией на вашей куртке – попробуйте показать, как она работает.
2.
От простого к сложному. Проще сначала застегнуть пуговицу на маминой кофте, потом на кукольном платье и потом уже на своей рубашке. Не получается сразу есть ложкой, можно сначала покормить куклу и маму заодно.
3.
Нет - скуке. Вместо слов «Убери на место!» лучше сказать «Давай поиграем, кто быстрее соберет игрушки в корзину». Весело и действенно.
4.
Быть полезным – мечта любого ребенка. Это доказательство его востребованности в жизни, ощущение себя частью мира. В год малыш может раздавать хлеб за столом, в два – отнести мусор в ведро, в три – накрыть на стол. Только все должно быть настоящее: посуда должна быть стеклянной, чтобы ребенок знал, что она бьется, а настоящий чай - горячим.
Психологи утверждают, дети в 2-2,5 года очень чувствительны к порядку. Привычная последовательность действий (встал, умылся, позавтракал, пошел гулять) дает человечку чувство безопасности и комфорта. Это самое время сформировать привычки на всю жизнь. Предоставьте четкий алгоритм – как чистить зубы, как завязывать шнурки, как мыть яблоко, приводить в порядок одежду.
5.
Ждать - это волшебное слово для родителей. У ребенка совсем другое восприятие пространства и времени. Нам важен результат - чистый пол, а малышу - сам процесс подметания. Собираться на улицу, если ребенок одевается сам, так же важно, как дышать свежим воздухом! Наберитесь терпения - и оно с лихвой окупится!
6.
Выражать чувства. Учите ребенка комментировать свои чувства, спрашивайте его: «Тебе больно?», «Ты расстроен?», «Ты рад?». В два года он будет анализировать свои эмоции и озвучивать их.
7.
Действовать по правилам – это одно из важных показателей адекватности ребенка. Используйте выражения: «Здесь так не делают», «В нашем доме делают так». Ситуация вседозволенности еще больше некомфортна для ребенка, чем строгие ограничения.
8.
Я сам. Завязывать шнурки в три года и нести рюкзачок со своими вещами – прежде всего это важно самому ребенку. Умение обслуживать себя помогает в общении с людьми, дает возможность чувствовать себя уверенным.
Не мешайте малышу быть самостоятельным.