Однажды на детской площадке, где моя внучка играла с такими же беззаботными, непосредственными, веселыми малышами, я стала свидетелем чудесного, на мой взгляд, разговора.
На лавочке сидели две молодые мамочки, а с краешку как-то незаметно не села, а присела миловидная старушка, про таких говорят – «божий одуванчик».
Мамочки обсуждали свою жизнь и жаловались друг другу, что у других все как у людей, а у них сплошные проблемы. И совсем ожидаемо прозвучала фраза: «Ну, за что мне все это?»
– Инструкцию нарушили, мои дорогие, да-да, накосячили с инструкцией, – прозвучал голос старушки, как будто из сказки о доброй фее, но на современный лад.
Мамочки разом обернулись.
– Простите, деточки, не могла не услышать ваш разговор, простите, мои дорогие. Не мое это дело.
– Бабушка, о какой инструкции вы говорите, о чем вы? Мы о жизни говорим, все плохо в этой жизни, никак наладить не можем эту жизнь, все наперекосяк.
– Понимаете, мои дорогие, когда у вас ломается, например, холодильник, или стиральная машина, или какой-то другой прибор, вы что делаете? Обращаетесь к мастеру. А мастер вам что говорит? Нарушили инструкцию по эксплуатации, невнимательно отнеслись к рекомендациям, вовремя не заметили поломку, если бы раньше обратились, возможно, было бы легче исправить. Правильно я говорю?
– Правильно, только при чем здесь холодильник?
– Милые, ведь наша жизнь тоже, как и любой механизм, имеет инструкцию по эксплуатации. Это заповеди нашего Создателя, Бога нашего. Он нас создал, как инженеры создают любой механизм, и написал для нас инструкцию: не убий, не укради, не обижай, люби ближнего своего, не изменяй, почитай отца и мать своих. Всего десять пунктов. Для бытового прибора может быть и 50 и больше пунктов, а для людей – всего десять!
– Бабушка, так мы же никого не убивали, не крадем, с мамой вместе живем, я лично мужу не изменяю. Живем, как все.
– Хорошо, деточки, давайте ближе посмотрим, наденем очки, как у меня, с диоптриями побольше, и посмотрим. Если хотите, конечно.
– Давайте.
– Первый пункт инструкции о чем говорит? Любите Бога всем сердцем, помните о нем, вспоминайте его почаще. Когда вы читали последний раз молитву «Отче наш»?
Молчок.
– Вот и нарушили первый пункт инструкции. Второй пункт говорит нам, что нужно любить людей, всех окружающих тебя людей: возлюби ближнего своего, как самого себя. С соседкой ругалась? В очереди за дефицитом толкалась? Милостыню человеку просящему давала, пожалела его? Место старшему человеку в транспорте уступила? Только глаз зацепился за кого – сразу его по косточкам разобрать, осудить то есть. Ведь любить нужно не только свою семью, своих близких, а всех людей, даже врагов прощать и жалеть. Как со вторым пунктом у вас?
Давайте о родителях поговорим. В пятом пункте написано: почитай отца и мать своих, и продлятся дни твои на земле. Сколько раз маму до слез доводили, обманывали, не слушали, перечили, «ты не понимаешь, отстала от жизни» – говорили. Если отец не дал вам просимое – он уже не отец, а враг народа. А если еще и выпивает, то вообще из дома нужно выгнать. Ведь так, деточки?
Вы говорите, что не убивали никого. А убить можно не только физически, но и морально. Оскорбили кого, унизили, оболгали – сломали человеку жизнь. До самоубийства можно довести человека и словом, и делом. Аборты, не дай Бог, делали? Спаси Господь нас всех от этой беды!
Не укради. С работы несем всё, что плохо лежит, в транспорте общественном «зайцем» проехать – святое дело, долг товарищу, маме «забыть» отдать – не обеднеет. Мы понимаем «не укради» буквально, а ведь здесь заложен глубокий смысл. Вообще нельзя брать не твое! Не твое – руки прочь. Вот вам пример, несколько дней тому случилось. Отвез нас зять отдохнуть на озера, а там на детской площадке чей-то ребеночек оставил красивую куколку. Внучка прилипла к ней, не отдает. Дочь отнесла куклу в кафе, отдает служащей, говорит – забыл кто-то. А та – ну уговаривать забрать, не вернутся ведь. Уговорила, забрали мы куклу. А на следующий день потеряли радиоуправляемую машинку. Вот как Господь учит, моментально. Спасибо ему, вразумил, не дал забыть пунктик.
Не прелюбодействуй. Страшно смотреть, деточки, что с этим пунктом делается. Разводятся, сводятся, уводят мужей, бегают налево и направо, как будто последний день живут. А это, деточки, страшнейший грех, так я скажу. Если ты украл, например, можешь отдать, возместить как-то. Если обидел кого – можешь прощения попросить, как-нибудь исправить ситуацию. А вот грех блуда, прелюбодеяния несет за собой ужасные последствия. И исправить его при жизни практически невозможно. Я так думаю, так вижу.
Бабушка замолчала и начала вытирать выступившие слезы. Мы затаили дыхание.
Некоторое время спустя бабушка продолжила.
– Вот, вы сейчас на жизнь свою сетуете. А теперь представьте: ваши родители нарушали инструкцию, вы нарушаете и умножаете пунктики, детей воспитаете так же, и они нарушат. Кем будут ваши внуки? Какой будет их жизнь?
Помолчали.
– Выход у нас один, – продолжила бабушка. – Выучить инструкцию назубок и не нарушать ее больше. А за содеянное просить прощения у нашего Инженера, у нашего Создателя. У нашего милостивого Господа. Вы увидите: жизнь наладится, обязательно наладится. Но нужно потрудиться, постараться.
Мы все притихли и молча думали каждый о своем.
Помоги нам Господи! И прости нас, грешных!