Поздравляю с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня.
Желаю вам мира и покоя души, сил, терпения и крепкого здоровья.
Пусть в жизни не будет места вранью и предательству.
Наполняйте свои сердца любовью и будьте счастливы!
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
В этот день мы вспоминаем два события. Как говорит нам Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии. Оба события объединяет в названии праздника то, что обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали.
Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх (воздвижение) после обнаружения его в земле.
Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве.
Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года.
Крест – наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте.
Император Константин решил не только отыскать честное древо Креста Господня, воздать ему поклонение, но и «священнейшее место спасительного воскресения в Иерусалиме сделать предметом всеобщего благоговейного почитания», построить над ним храм.
Исполнительницей благочестивого намерения императора явилась его мать, блаженная царица Елена, по настояниям самого императора принявшая христианство.
Елена отправилась в святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя.
Прибыв в Иерусалим, исполненная благочестивого желания найти пещеру гроба Господня и честное древо Креста, она принялась искать их.
Патриархом в Иерусалиме был в то время Макарий, встретивший царицу с подобающими почестями и оказывавший ей помощь в ее святом деле.
По преданию, в деле обретения Честного Креста Господня оказал помощь один еврей, по имени Иуда.
К евреям, жившим в Иерусалиме, царица Елена обратилась с просьбой указать ей место, где скрыт Крест Господень.
Они отказались сделать это, ссылаясь на свое незнание, и только после угроз царицы мучениями и смертью указали на некоего старца Иуду как могущего указать царице это место.
Но и Иуда долго не соглашался исполнить требование царицы и только после истязаний привел ее к тому месту, где был насыпан большой холм из земли, мусора и камней и где некогда римский царь Адриан построил капище в честь языческой богини Венеры.
Когда разрушили идольский храм, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также место распятия Христа.
Чудесное благоухание указало рывшим землю и присутствовавшим эти места. Вблизи этого места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя.
Однако теперь она лежала отдельно от крестов, и поэтому не было возможности узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель.
Велика была радость царицы Елены и патриарха, когда они увидели священнейшие для христианина места и предметы.
Но для полноты этой радости не доставало знания, какому из трех крестов воздать благоговейное поклонение, как Кресту нашего Спасителя.
Тогда патриарх Макарий предложил произвести испытание: была принесена на место обретения крестов одна находившаяся при смерти женщина; присутствовавшие, с Макарием во главе, вознесли молитвы, чтобы Крест Христов был указан через исцеление этой женщины, – и после этого сначала два креста без успеха были приложены к болящей, а при прикосновении третьего совершилось исцеление больной.
В полноте благоговейной радости и духовного умиления царица и все бывшие с ней воздали поклонение и целование Кресту.
А так как, не все могли поклониться честному древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх Макарий, став на высоком месте, поднимал – воздвизал св. Крест, показывая его народу.
Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!»
Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Это событие обретения Честного Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели великое впечатление не только на христиан, но и на иудеев.
Иуда, так неохотно указавший нахождение святых мест, вместе с многими евреями уверовал во Христа и крестился, получив в святом крещении имя Кириака.
Впоследствии он был патриархом Иерусалимским и претерпел мученическую кончину.
Константин в послании к Иерусалимскому патриарху Макарию писал об обретении Честного Креста Господня: «нет слов для достойного описания этого чуда. Знамение святейших страстей, скрывавшееся так долго под землей и остававшееся в неизвестности в течение целых веков, наконец воссияло».
Святая царица Елена начала строить в Иерусалиме и по всей Палестине храмы на местах, освященных событиями из жизни Спасителя.
Судьба Креста Господня связана с множеством войн. Когда персы пришли на Святую Землю, Древо Креста Господня было увезено в качестве трофея царем Хосровом II. Через 14 лет император Ираклий разгромил персов и вернул святыню в Иерусалим.
Ираклий въезжал в город на коне, в царской диадеме, во всем благолепии царских одежд, через Золотые ворота, и там его остановила невидимая сила.
Ангел Божий явился Ираклию и напомнил, что не так Христос нес Крест на Голгофу.
Царь понял, что ему не хватает смирения. И тогда он снял царские одежды, разулся, надел льняную рубаху и, босой, внес на себе Крест в Иерусалим.
С той поры Крест хранился в специальной сокровищнице.
Позже, когда в Святую Землю пришли крестоносцы, греческое духовенство спрятало Животворящее Древо, опасаясь за сохранность святыни.
В Ветхом Завете описаны случаи, когда евреи брали на войну Ковчег Завета с мыслью, что не ради их, грешных, а ради этой святыни Господь поможет им в битве.
Точно так же крестоносцы взяли тогда с собой ковчег с Древом Креста.
Епископ стоял на горе с Крестом Господним, а в долине шла битва между христианами и мусульманами.
Несколько мусульманских воинов прорвались на гору к епископу и убили его. И Древо Креста вновь было захвачено.
Дальнейшая судьба честного древа Креста Господня в точности не известна.
В день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, мы можем мысленно воздать благоговейное поклонение честному древу Креста, на котором был распят наш Спаситель. Но этот Крест неизгладимо начертан на благодарных сердцах наших, а образ его, перед нами в храме, на нашей груди и в наших домах.
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.