Потерять ребенка очень легко: потерять в собственном доме... А как уберечь, как вывести на жизненную дорогу?.. Как помочь стать счастливым?..
Владимир Леви. Нестандартный ребенокКнига из серии "Конкретная психология" всемирно известного психотерапевта и писателя Владимира Леви. Мировой бестселлер о взрослых и детях, о понимании и любви.
Искусство общения родителей и детей, искусство внушения и влияния, дети, непохожие на других, трудности обучения, проблемы подростков, наркотическая опасность, первая любовь...
Об этом и многом другом рассказывает доктор медицины и психологии Владимир Леви - всемирно известный психотерапевт и писатель.
Его книги, написанные живо, доступно, конкретно, переведены на десятки языков. Читая "Нестандартный ребенок или как воспитывать родителей", вы узнаете, как дети делаются хорошими, несмотря на воспитание, и как вырасти вместе с ребенком.
О чем эта книга
Почему люди не рождаются взрослыми?
Понять детство - значит понять человека
Взрослые глазами детей
Как отвечать на детские вопросы
Как родители и дети не слышат друг друга
В какой угол поставить родителя?
Вот одна из глав:
Зарубка на носу:
... Есть слово- кредит. Того корня корня, и кредо - верю. Кредит- нечто, нечто данное на веру, на доверие, но с отдачей.
Ребенок приходит в мир с кредитом доверия. Этот кредит отдается взрослым и прежде всего родителям. Если бы этот кредит был бесконечным... И если бы взрослые умели бы не только тратить его... но и возвращать, и приумножать...
Как не поладили пряник и апельсин.
Бабушка:
-Антон, оставь пряник, он черствый. На, съешь лучше апельсин. Смотри какой красивый, я тебе очищу...
-Не хочу апельсин!
-Антон, апельсины надо есть, в них витамин це.
-Не хочу витамин це!
-Ну почему же, Антон, это очень полезно.
-А я не хочу полезно!
-Надо слушаться!
-А я не буду!
-вот, избаловали детей. Антон, как тебе не стыдно?!
-А мне не стыдно...
Довольно простой пример ситуации-столкновение двух слепцов. И бабушка, и Антон ведут себя так, словно и не догадываются о существовании мира другого... Бабушка исходит по меньшей мере из пяти следующих предпосылок:
-Антон, так же как и бабушка придает большое значение вопросам питания;
-Знает, что такое витамин Це;
-Так же, как и она понимает слово-полезно;
-Способен отказываться от своих желаний, и принимать не свои желания за свои;
-Доступен влиянию авторитетов-медицинских, и прочих;
Понимает ли бабушка, что перед нею-ребенок! Она заботится о нем, воспитывает его, пытаясь внушить, что необходимо слушаться... Но обращается ли бабушка к конкретному ребенку, который перед ней сидит, к Антону каков он есть?
Нет конечно. Она обращается к некоему исполнителю роли ребенка, соответственно ее бабушкиным ожиданиям; Обращается к образу Антона, пребывающему в ее, Бабушкином воображении. И если можно было бы этот образ увидеть, то оказалось бы, что он был бы очень похож на саму бабушку...
А вот эта ситуация глазами Антона:
Вы сидите, занимаетесь своим делом, никому не мешаете. вдруг подходит иностранец-непониманец, притворившейся бабушкой, и требовательно лопочет что-то на своем языке.
Иностранец уверен, что вы его понимает. Вы отвечаете ему- не понимаю, но иностранец продолжает лопотать, и сердиться, и вы вынуждены прекратить общение...
Видел ли Антон бабушку любящую, заботливую? Нет, не видел. А бабушку беспомощную, бабушку наивную, бабушку-ребенка, которой не грех было и уступить? Нет, конечно тоже не видел. Видел ли в бабушке себя-каким она его видела? Нет, не видел, но чувствовал, что образ разумного, послушного мальчика ему предлагают, навязывают, и защищался как мог...
Как апельсин перехитрил пряник.
-Антон, помоги досказать сказку. однажды апельсин пришел в гости к прянику, и вдруг видит, что пряник уходит в рот. " Эй, пряник- закричал апельсин.-Постой, ты куда? Я же твой гость, давай поговорим."
-Давай (Антон).
-Слушай пряник, я ведь твой старый друг. мне скучно без тебя. Если ты уйдешь в эту пещеру я останусь один. Так с друзьями не поступают.
-Я не знал, что ты придешь. Я могу и не уходить. Только вот меня немножко откусили уже. (Антон)
-Это не важно, давай пойдем вместе, чур я первый!
-Хитрый какой, я первый начал...(Антон)
-Я первый сказал, и пенку слизал, открывай-ка рот!
-Давай по очереди.(Антон)
-Теперь моя очередь, ты уже откушен.
Антон ест апельсин. Цель достигнута перемещением взрослого в игровое поле ребенка
и незаметным внушением "своей игры" с долей компромисса. Импровизация, и чуть-чуть веселой фантазии! Все балдеют!