За Божественной литургией звучит множество песнопений. Однако непривычному к церковному пению человеку бывает трудно понять, о чем именно в них идет речь.
Что поется в самом начале литургии?
Три песнопения — антифоны. Чаще всего исполняются псалмы «Благослови, душе моя, Господа» (псалом 102) и «Хвали, душе моя, Господа» (псалом 145). В некоторые праздничные, а в ряде храмов и в будние дни вместо этого поются избранные фразы из других псалмов с присоединением особых припевов. Третий антифон включает в себя евангельские заповеди блаженств и называется «Блаженны», поскольку каждая его фраза начинается с этого слова. Между вторым и третьим антифоном поется гимн «Единородный Сыне», кратко излагающий учение Церкви о двух природах Христа — Божественной и человеческой. Между антифонами в храме звучат ектеньи.
Что такое ектеньи?
Ектенья по-гречески означает протяженное, сугубое моление. Она строится по принципу кратких молитвенных просьб, которые произносит диакон (или, при его отсутствии, — священник), а хор отвечает: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектенья бывает нескольких видов: великая — начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая — начинается «Рцем вси, от всея души…»; просительная — в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи», и малая — состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т. е. «снова и снова»).
Что поется после антифонов?
После антифонов происходит малый вход. Диакон с Евангелием и священник входят в алтарь, а хор поет ««Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуия». После слов «Сыне Божий» следует соответствующая празднику вставка. На буднях — «во святых дивен Сый», в воскресные дни — «Воскресый из мертвых», в дни памяти Божией Матери — «молитвами Богородицы» и т. д. Затем поются тропари и кондаки — короткие песнопения, посвященные святым этого дня или празднику. Затем — молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» или, иначе, «Трисвятое». На Рождество и Богоявление, в Лазареву и Великую Субботы, на Пасху и Пятидесятницу «Трисвятое» заменяется на «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия».
А что такое Херувимская песнь?
Херувимская песнь звучит после окончания литургии оглашенных. Она описывает служение ангелов у Божьего престола и состоит из двух частей. Первая начинается словами «Иже херувимы» и поется медленно и протяжно, вторая — фразой «Яко да Царя» и исполняется быстро и энергично. Во время пения Херувимской песни совершается великий вход, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. Это своеобразный переход от подготовительной части к Евхаристическому канону.
Что поет хор во время Евхаристического канона?
Канон начинается словами священника: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити», на что хор отвечает: «Милость мира, жертву хваления». Далее после краткого диалога священника и хора священник призывает возблагодарить Бога, а хор ему отвечает: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Далее в ответ на возгласы священника хор поет «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних» и «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи. И молим Ти ся, Боже наш». Во время последнего песнопения происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа.
А почему все время поет хор? Хоть когда-то простые прихожане вообще поют?
В разных приходах сложились разные традиции, но абсолютно в любом храме и за любой литургией дважды все прихожане присоединяются к певчим. Первый раз — перед Евхаристическим каноном во время исполнения «Символа веры». Второй раз — это общее пение молитвы «Отче наш». В некоторых приходских общинах, впрочем, допускается более активное вокальное участие прихожан в богослужении.
«Отче наш» идет сразу за Евхаристическим каноном?
Почти. Последнее протяженное песнопение Евхаристического канона посвящено Богородице. Чаще всего это известная молитва «Достойно есть...». В праздничные дни и во время Великого поста на литургии Василия Великого поются другие молитвы в честь Божией Матери, которые называются «задостойники» — то есть в буквальном переводе «песнопение, исполняемое вместо “Достойно есть”». Далее после ряда возгласов священника следует просительная ектения и, наконец, пение «Отче наш».
Что поют во время причащения?
После пения «Отче наш» закрывается алтарная завеса и в алтаре происходит причащение священнослужителей, а хор поет причастен — краткий стих, взятый чаще всего из псалмов с троекратным «Аллилуия» в конце. Потом, когда происходит причащение прихожан, хор поет «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите».
А что исполняется после причащения?
Священник благословляет собравшихся, а хор поет: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть», затем наступает черед благодарственной песни: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи...». После заамвонной молитвы священника певчие прославляют Бога словами: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века». В завершение литургии после отпуста поется многолетие Патриарху, стране и всем православным христианам.