Важно помнить, что Масленица – это время привала, а не разгула.
Однажды некая организация попросила меня, как священника-журналиста, поздравить её сотрудников с Крещением Господним, только главным условием было не упоминать при поздравлении Христа. Я, конечно, отказался. Но начал думать о самих тенденциях современных, когда кто-то упорно и в массовом порядке пытается, словно бы ластиком, вытереть из христианских праздников упоминание об их стержне и краеугольном камне – Господе нашем Иисусе Христе.
Мы видим сейчас эту попытку в массовой культуре. Рождество Христово – просто рождество. Пасха – просто крашанки и мясо без Воскресения Христова. День Святой Троицы – «зеленые праздники». А вместо Рождества святого Иоанна Крестителя – Ивана Купала.
Примерно то же мы видим и с Масленицей. Блины, гуляния, качели-карусели, часто пьянство и различные увеселения.
Но и в Масленице, как и в прочих православных праздниках, центр – это Христос. Без него всё рассыпается, и, как сказано в Евангелии от Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).
Внутри этого привала перед Святой Четыредесятницей уже звучит мелодия скорби. Так, к примеру, на Литургиях в данный период в понедельник, вторник и четверг читаются зачала из Евангелия от Луки, которые повествуют о Страстях Господних, Его Крестной смерти и погребении. Они чем-то напоминают «Страстные Евангелия», которые читаются в храмах вечером в Великий Четверг.
Точно так же и в среду и пятницу Сырной седмицы (так еще в Уставе именуется Масленица) происходит «тренировка наших коленей». Не совершаются Божественные литургии, но службы проходят практически великопостным чином с молитвой преподобного Ефрема Сирина и земными поклонами. Церковь настраивает душу христианина на покаяние.
Подготовкой тела к посту можно считать и изъятие из пищевого рациона мяса. Всё можно вкушать, но мясо уже нельзя. Начинаем истончать свое тело, чтобы оно послужило добрым помощником душе в деле борьбы с грехом и движении в Царствие Небесное.
А уже в субботу нынешнюю Церковь празднует день памяти Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Мы словно бы испрашиваем у всех аскетов и постников прошлого благословения и помощи, заступничества, чтобы они, будто наши духовные отцы, вели нас, как своих чад, сквозь поприще Великого поста к Пасхе.
Воскресение же перед Святой Четыредесятницей (в нынешнем году – 17 марта) имеет несколько названий. Неделя сыропустная. Т.е. происходит запуск на молочные продукты, рыбу и яйца. Мы заговляемся в это воскресенье. И в следующий день, понедельник, постимся по чину Великого поста. Эту неделю также называют Прощеное воскресенье. Потому что в данное воскресенье вечером служится вечерня, которая имеет великопостную форму с входом, великим прокимном также скорбной аскетической тематики «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услышим мя: вонми души моей, и избави ю» и пр. В конце вечерни совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя земными поклонами.
После отпуста вечерни и многолетия читаются две молитвы, в которых мы испрашиваем благословения у Господа на Великий пост, и совершается чин прощения. В обычных приходских храмах, где нет богослужений каждый день, чин прощения часто происходит после Литургии.
Священнослужитель испрашивает, делая при этом земной поклон, прощения у всех присутствующих в храме и у всего мира. Люди просят прощения у него и друг у друга. Целуют святой крест, иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы и благословляются на Великий пост.
Прощеное воскресенье еще имеет в себе тематику Адамова изгнания из рая. Мы все словно бы становимся ветхозаветным Адамом, который изгоняется из рая. Символом этого является скорбность великопостных богослужений и то, что во время их совершения (за исключением Литургии Преждеосвященных Даров) Царские врата остаются закрытыми. Мы же стенаем и плачем под ними, как тысячи лет назад наши святые праотцы Адам и Ева. Но эти стенания и плач не есть унывательными и губительными. Нет! Мы каемся и надеемся, что Милосердный Господь убелит и исцелит наши язвы да страсти греховные и в свое время откроет нам двери в рай – в Светлое Воскресение Христово.
И мы так и должны воспринимать время Великого поста. Есть такое хорошее высказывание, что в пост наши храмы превращаются в лечебницу. И главное врачевательное средство именно покаяние. С помощью его нечистоты наших душ, наросшие за целый год, очищаются благодатью Святого Духа, а душа наша расцветает, как нежный весенний и райский цветок. Именно потому Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир когда-то и сказал о том, что пост – это весна души.
Войдем же с Божьей помощью в эту прекрасную весну Святой Четыредесятницы, чтобы души наши стали частью райского сада!
Протоиерей Андрей Чиженко
Дополнительно возникает вопрос, как так получилось, что христианские праздники таким образом пересекаются с языческими. То есть на Церкви земной тоже лежит ответственность, и что тут с людей взять, которым вообще не хочется ни над чем думать.
Потом от прихожан, священнослужителей, потом от духовных отцов.
Когда появился появился православный интернет, то и оттуда.
Как понять - с наступающим? За несколько дней?
А мы ходим и на масленичные гуляния, и на православные ярмарки, у нас их проведение благословляет митрополит.
Миссионерство - это очень ответственный труд и тяжелый путь.
Спасибо и тебе за твой рассказ-комментарий. Мне очень приятно было получить от тебя отклик.
Не сталкивалась у нас с таким.
С Пасхой и с Рождеством начинаем поздравлять на ночной службе.
С именинами можем поздравить на вечерней службе.
Вот это да! Никогда такого не видела.