А знаете, как много раз на дню мы можем помолиться?
Много, очень много.
Но поскольку мы связываем молитву только с тем особым моментом, когда мы оставим всё и предадимся одной молитве, то от нас ускользают все остальные возможности.
Конечно, мы должны молиться сосредоточившись и в уединении, но поскольку ритм нашей жизни так лихорадочен и быстр, ибо в нашу эпоху происходит некое тотальное ускорение всего, то будет хорошо, чтобы мы, пользуясь теми небольшими возможностями, о которых мы ранее сказали, находили время и молились во всякий час.
Помню, однажды я спускался в метро по лестнице вместе с моим духовником.
Этих лестниц там было так много, что им не видно конца, как будто спускаешься в самые недра адовы.
Целых три этажа лестниц вниз, под землю.
И пока мы спускались, он мне сказал:
– Давай на каждой ступеньке говорить про себя: «Господи, помилуй».
И знаете, сколько «Господи, помилуй» может произнести человек?..
А знаете, как это хорошо, чтобы поезд ехал, а ты молился, освящая преисподние глубины земли, освящая пространство и людей, находящихся рядом, ведь Божия благодать распространяется вокруг.
Стоишь ты, например, в очереди, чтобы оплатить свои счета, налоги, или ждешь в банке или пекарне, чтобы купить себе что-нибудь.
Давайте же превратим это в навык, давайте будем полагать новое начало каждый день, молясь в те минуты, в которые можем, в эти малые минуты, которых, если собрать их с самого утра и до вечера, становится много.
Когда мы их сложим, их может оказаться всего каких-нибудь полчаса, но это очень хорошо, чтобы молитва превращалась у нас в навык.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Будьте выше обиды и зла,
Научитесь в ответ улыбаться.
Ведь какой бы жизнь ни была -
Важно в ней человеком остаться.
Таня