Как правильно хвалить детей

Есть много способов позитивного воздействия на ребёнка, при помощи которых достигаются разные воспитательные цели. Взрослые довольно часто пользуются ими, не всегда осознавая, какие результаты даёт тот или иной способ. Грамотное поощрение детей может делать чудеса - мотивировать их на нужные действия, усиливать позитивные качества, повышать уверенность в себе, помогать усваивать правила поведения в социуме. В то же время, если выбрать несоответствующий ситуации способ поощрения или использовать постоянно лишь один из них, то можно получить результат прямо противоположный тому, который мы ожидали.



Позитивная оценка

Это здорово. Мне нравится. Отлично. Замечательно. Великолепно. Я тобой доволен. Это хорошо. Ты меня порадовал. Классно выглядишь. Это по-нашему. Очень умно. Мне с тобой хорошо.



Давая позитивную оценку поступкам, действиям, высказанным мыслям, внешнему виду ребёнка, мы, по сути, говорим о своём состоянии, вызванном этими действиями и поступками. Любую позитивную оценку можно заменить фразой <мне нравится>. В основе такой оценки всегда лежат наши представления о том, что такое хорошо. И если ребёнок соответствует этим представлениям, он получает соответствующую позитивную оценку. При этом акцент делается не на ребёнка и его действия, а на себя - мне хорошо. В этом случае мысли и поступки ребёнка, скорее, говорят о психологической карте мира человека, который высказывает или выказывает позитивную оценку.

Давая позитивную оценку, мы показываем ребёнку, как и чем он нас может порадовать, что в его поведении и мировоззрении доставляет нам удовольствие, какое его поведение является для нас комфортным. Она констатирует случившийся факт и дает возможность ребёнку выбирать: хочешь доставить удовольствие - поступай в следующий раз так же; хочешь досадить, навредничать или начать формировать новые отношения - веди себя по-другому.

Лучше позитивную оценку давать действиям ребёнка, когда он начинает какое-то новое для него дело. Это повысит в нём уверенность, придаст дополнительную энергию для продолжения действия вне зависимости от полученного промежуточного результата.

Минусы этого способа морального поощрения заключаются в том, что если его использовать часто и без поддержки другими способами, ребёнок может привыкнуть обращать внимание не на свои действия и их результаты, а лишь на то, как доставить удовольствие и радость партнёру по коммуникации - родителю, другу, начальнику, супругу. Из него может вырасти подхалим, лицемер или льстец, если он будет на первое место ставить свои интересы. Если же для него на первом месте будут стоять интересы других людей, то, скорее всего, это будет человек, не имеющий собственного мнения, с заниженной самооценкой.


Одобрение

Так и продолжай. Так держать. Отлично работаешь. У тебя классно получается. Ты верно мыслишь. Всегда бы так. Всё правильно делаешь.
Своё одобрение мы высказываем чаще тогда, когда нам нужно поддержать ребёнка в его начинаниях, дать понять, что, совершая определённые действия, он находится на правильном пути. Одобрение высказывается за действие, за процесс наработки умений. Когда человек совершает какое-то новое действие, особенно если это происходит не по его инициативе, а по просьбе кого-то, он иногда испытывает сомнения: правильно ли я делаю. Одобрение помогает развеять сомнения и всю энергию направить на действие, на достижение конечного или промежуточного результата.

После одобрения гораздо позитивнее воспринимаются советы, направленные на улучшение качества или эффективности действия. Когда действия одобрены в целом, совет и помощь, как правило, не отвергаются, а принимаются с радостью и благодарностью.

Есть, правда, минусы и у этого способа поощрения. Излишне частое использование одобрения без других способов морального поощрения может привести к тому, что у ребёнка понизится уверенность в себе, появится потребность за каждый свой шаг получать одобрение других людей, желание делать только то, что уже однажды получилось.

Похвала

Это ты хорошо сделал. Молодец. Умничка. Ты великолепен. Какой ты красивый. У тебя это здорово получилось. Ты хороший. Ты - мое солнышко.

Обычно мы хвалим детей за результат, то есть за итог проделанных действий или совершённые позитивные с нашей точки зрения поступки. Похвала мотивирует ребёнка на повторение действия с целью достижения однажды полученного результата и поэтому способствует успешной наработке навыков.

Дети часто проявляют самостоятельность в действиях и инициативу. Помните старую песенку: <Мама, поцелуй меня и, конечно, Юрку. Посмотри, как мы постригли твою чернобурку>. Наверное, у каждого в жизни не раз были ситуации, когда после определённых действий была уверенность в том, что его похвалят. Но на деле выходило совсем наоборот.

Когда четырёхлетний ребёнок нарезает из маминой золотистой блузки звёздочки, а потом приклеивает их на клей <Момент> к оконному стеклу, этим же клеем старается спящему дедушке при помощи срезанных у него усов прикрыть лысину, - он делает это не из вредности и хулиганских побуждений. Он хочет доставить радость маме, украсив комнату к её празднику, и помочь дедушке, который постоянно сетует на растущую на голове плешь.

Он ждёт похвалы, ведь он очень старался. А вместо этого получает скандал и наказание. Причем блузка от этого не превращается в новую, звёздочки сами не отлипают от стёкол, а у дедушки не вырастают моментально новые усы. Давайте разберёмся, что произошло.

Позитив:

1. Ребёнок научился пользоваться ножницами.

2. Он не поранил себя и дедушку.

3. Он выбрал самый красивый и подходящий материал для звёздочек.

4. Он научился пользоваться клеем и не переклеил все вещи в доме.

5. Он проявил заботу о маме и о дедушке.

6. Он умеет делать приятные сюрпризы, проявляя при этом самостоятельность и инициативу.

7. Он не потревожил дедушку во время сна, сделал всё очень аккуратно.

8. Он внимателен к тому, что говорят взрослые и помнит о том, что у мамы праздник, а у дедушки проблема.

9. Он всё сделал при помощи имеющихся подручных средств, не требуя финансовых вливаний.

10. Он дал повод маме купить себе обновку.

11. Он сделал невозможное - теперь дедушка сменит имидж и станет выглядеть моложе, а также перестанет ныть по поводу своих внешних недостатков. По крайней мере, при внуке.

12. Он создал ситуацию, когда мама и дедушка могут уделить ему внимание во время совместной работы по отдиранию звёздочек с окна и дедушкиных усов с лысины.

Негатив:


1. Испорчена блузка за $50.

2. Срезаны дедушкины усы.

3. Истрачено полтюбика клея <Момент>.


За что наказывать ребёнка?! Надо похвалить его за 12, как минимум, пунктов позитива, а потом указать ему на 3 пункта негатива. Когда он выслушает, что хорошего и что плохого он сделал, скажите ему, как нужно было поступить правильно и какую радость бы это всем принесло. Тогда у него не пропадёт желание действовать, и он начнёт советоваться в похожих ситуациях, прежде чем предпринять какие-либо действия. Но резать одежду и отрезать волосы домочадцам он уже точно не будет.


Похвала направлена на завершённое действие, на результат. И очень важно, даже если результат не совсем тот, который планировался, всё равно похвалить ребёнка и найти позитив в его действиях.


Однако если постоянно хвалить ребёнка только за результат, у него может развиться безынициативность, неумение доводить начатое дело до конца. Начав действие и поняв, что планируемый результат или результат, которого от него ожидали, не будет достигнут, ребёнок, скорее всего, перестанет действовать и искать новые пути достижения цели.


На спортивных состязаниях есть участники, которые борются до конца, даже если они сильно отстают от лидера и находятся в положении аутсайдеров. А есть люди, которые, поняв, что не займут призового места, сходят с дистанции и отказываются от дальнейшей борьбы. Ведь уже всё равно их никто не похвалит.

(Отрывок из книги "Как жить со своими детьми в мире и согласии"

Автор Сергей Зыкин)
Рейтинг:  +4
irina mulay
1 сентября 2011 года 2 324 0
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Как правильно хвалить детей
Есть много способов позитивного воздействия на ребёнка, при помощи которых достигаются разные воспитательные цели. Взрослые довольно часто пользуются ими, не всегда осознавая, какие результаты даёт тот или иной способ... Читать полностью
 


Дневник группы "Кладезь житейской мудрости":



Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий
B i "