Куда отправится героиня нашего повествования догадаться нетрудно – в рот. А вот о том, что произойдет с ней дальше, лучше не гадать, а узнать наверняка, чтобы обратить полученное знание себе на пользу.
Первым делом позвольте представить саму «путешественницу» – обыкновенная не сладкая булочка из муки высшего сорта. Сопроводим ее кроме масла еще и кусочком сыра, чтоб получился всем знакомый бутерброд, каких мы едим порой по несколько штук в день. С точки зрения человека обыкновенного блюдо получилось простое, заурядное. А с точки зрения диетолога – многокомпонентное, смешанное. Тут и животный жир (в сливочном масле и сыре), и сложные углеводы (крахмал и мальтодекстрины в булочке) и простые углеводы (они же сахара – мальтоза и сахароза, в той же булочке), и белок (животный – в сыре, растительный – в булке). А еще пищевые волокна (в булке) и витамины (жирорастворимые – в сыре и масле, водорастворимые – в булочке и сыре). А теперь определимся с количеством. Пусть наша «путешественница» весит 60 г, масла мы положим 15 г, сыра – 30. По виду – еды всего-ничего, но калорий в ней аж 450! А все потому, что жира много – общее количество его 19 г. И, попутно, информация про остальных: белка – 12 г (7 г в сыре и 5 г в хлебе), углеводов – 30.
ЛЕГКОГО ПУТИ!
И вот наш бутерброд отправляется в рот. Кто-то проглотит его толком не разжевав, не почувствовав ни булочки, ни масла, ни сыра. А кто-то, долго и с удовольствием перекатывая во рту, насладиться и вкусом, и ароматом, и получит помимо всего прочего, что даст еда, еще и удовольствие. И вы не торопитесь глотать. Пережевывайте тщательно, смакуйте, улавливайте тонкие вкусовые ощущения. Организму такая тактика только на пользу. Во-первых, чувство насыщения придет быстрее, а во-вторых, чем лучше мы измельчим попавшее в рот, чем больше оно пропитается слюной, тем меньше трудов останется желудку. Кстати, пищеварение начинается уже на этом этапе. Ведь слюна содержит ферменты, расщепляющие углеводы, и та глюкоза, которая успевает образоваться здесь, прямо здесь, во рту, и всасывается.
ТРАНСФЕР «СЫТОСТЬ»
В желудке пища находится в среднем 2 часа. Здесь она пропитывается уже желудочным соком – набухает, размачивается. Это необходимо для последующего переваривания, ведь все ферменты, с которыми наша «путешественница» встретится позже, работают только в жидкой среде. Одновременно с «подготовительной работой» происходит обеззараживание еды кислотой желудочного сока и начинается расщепление белков. Чем дольше пища остается здесь, тем дольше мы ощущаем сытость. Минимальный срок пребывания у жидкостей – они тут вообще не задерживаются. А все потому, что в желудке имеется несколько продольных складок, вот по ним, как по накатанной горке, соки, газировки и прочие напитки прямиком отправляются в кишечник. То есть, калории они после себя оставят, а сытости не дадут. Дольше всего здесь «гостюет» пища волокнистая — мясо, грубый хлеб (с отрубями, цельнозерновой), круто сваренные крупяные гарниры. Эта еда и есть самая сытная. Но в нашем бутерброде ничего такого не оказалось, поэтому при сравнительно высокой калорийности ждать от него такой уж большой сытности не следует.
ОТЕЛЬ «ВСЕ ВКЛЮЧЕНО»
Из желудка пища переходит в тонкую кишку, точнее в ее первый отдел – двенадцатиперстную кишку. Сюда открываются протоки желчного пузыря и поджелудочной железы. Из первого поступает желчь, из второй – пищеварительные ферменты. Желчь готовит жир к расщеплению – превращает его во взвесь мельчайших частичек, после чего фермент липаза «разбирает» его молекулы «на части». Молекула жира состоит из глицерина и трех остатков жирных кислот (отсюда медицинский термин триглицериды). Так вот липаза отсоединяет жирные кислоты от глицерина, вместе они не могут всосаться в ткани и кровь, только по-отдельности. А в это время другой фермент поджелудочной железы –амилаза, расщепляет углеводную часть нашей булочки до глюкозы. А еще один фермент — трипсин, продолжает работу, начатую в желудке пепсином, и «разбирает» на аминокислоты молекулы белка. Полученные в итоге аминокислоты, глицерин, жирные кислоты, глюкоза всасываются в кровь и отправляются в печень. Часть задержится в ней, чтобы превратиться в восполняемые ресурсы организма (запасы гликогена, жира, «запчасти» для ремонта белковых молекул). А часть проскочит транзитом и, попадав в общий кровоток, уйдет к тканям. И вот теперь самое время поговорить о скорости всасывания глюкозы.
ОПАСНЫЙ МАРШРУТ
Резкое повышение уровня сахара (глюкозы) в крови для организма стресс. Потому что в ответ он вынужден сделать выброс большого количества инсулина – гормона, который помогает клеткам захватить глюкозу. И вот она «пристроена», ее уровень в крови снизился, но… Если инсулина оказалось слишком много (а такое происходит при «залповом» поступлении глюкозы), то уровень сахара упадет чересчур резко. Для организма это тоже стресс и он ответит на него выбросом гормонов противоположного действия, в первую очередь адреналина и норадреналина. Те высвободят глюкозу из собственных запасов организма – гликогена, хранящегося в печени, и вновь поднимут «сахар». Если подъем произойдет слишком резко, вновь выделится инсулин – чтобы понизить уровень. И содержание глюкозы будет неадекватно меняться – то падать, то вновь вырастать. Когда такие «скачки» становятся постоянными, они «разнашивают» систему регуляции уровня сахара в крови и вызывают развитие диабета 2-го типа. И не только его. Как было недавно установлено, резкое колебание глюкозы делает человека менее защищенным от развития артериальной гипертонии, некоторых опухолей и нарастания избыточного веса. Ведь лишний инсулин не только уровень сахара снижает. Он также стимулирует образование жира и препятствует его расщеплению в жировой ткани. А еще «скачки» глюкозы меняют в худшую сторону наше пищевое поведение, – при резком ее падении человек испытывает неурочное чувство голода. Словом, стремительное повышение сахара в крови после еды вещь нежелательная. Чтобы ее избежать, надо есть блюда и продукты, богатые пищевыми волокнами. Пищевые волокна затрудняют доступ амилазы к сахарам и крахмалу и тем самым мешают этому ферменту добывать из них глюкозу. В результате та образуется медленнее и медленнее всасывается в кровь. Кстати, сами пищевые волокна амилазой не расщепляются. Но в нашей булочке их мало. Она сделана из муки тонкого помола, соответственно, уровень сахара после нее поднимется быстро, а потом так же быстро снизится. Гораздо полезнее для нас было бы, если бы на ее изготовление пошла мука грубого помола или с добавлением отрубей. Пищевых волокон в таком хлебе раза в два больше, чем в обычном, и раза в четыре, чем в нашей булочке. Однако вернемся к основному сюжету.
ПО ЭКЗОТИЧЕСКИМ МЕСТАМ
К моменту движения по нижним отделам тонкой кишки из пищи уже усвоено не менее 95-98% питательных веществ, а также витаминов, минералов, микроэлементов и желчных кислот. О последних поговорим особо. Они синтезируются в печени из холестерина, участвуют в расщеплении жиров и возвращаются в печень, где снова превращаются в холестерин. Если уровень упомянутого в крови нормальный, то на этот круговорот можно не обращать внимания. А вот если повышенный, то хорошо бы помешать обратному всасыванию желчных кислот. Сделать это помогут все те же пищевые волокна. Подобно промокательной бумаге они адсорбируют на своей поверхности желчные кислоты и препятствуют их всасыванию, улучшая тем самым уровень холестерина. Таким же образом они «притормаживают» соли тяжелых металлов, радионуклиды, канцерогены. А еще – ускоряют время прохождение «остатков» по толстой кишке. А чем короче контакт ее слизистой с токсинами и канцерогенами, содержащимися в тех самых «остатках», тем лучше для нас. Но чтобы так оно и было, чтобы пищевые волокна препятствовали и ускоряли, человеку в день нужно съедать их не меньше 40 г, а в нашей булочке, к примеру, их всего 2-2,5 г. Пора признать, что выбранное нами блюдо с диетологической точки зрения оказалось далеко не самым лучшим, особенно для тех, кто хочет похудеть. Жира – много, пищевых волокон – мало, скорость расщепления и всасывания углеводов довольно высокая. Эх, сделать бы нам бутерброд из ржаного, а еще лучше, отрубного хлеба, с кусочком нежирного мяса (телятины или белого мяса птицы), с листиком салата или ломтиком огурца. Калорий при той же массе набралось бы не более 200, белка и пищевых волокон значительно больше, а жира раз в 5-6 меньше.
– Чувство сытости от него было бы значительно более длительным и выраженным. Благодаря волокнистой структуре мяса и отрубному хлебу он подольше задержался бы в желудке. А в тощей кишке, благодаря опять же обилию волокон (хлеб, огурец) существенно медленнее происходило бы расщепление крахмала и всасывание глюкозы.
– Вероятность набора лишнего веса от него значительно меньше: всего 2-3 г жира, а не 19, как в том, что с сыром и маслом.
– Пищевые волокна из отрубного хлеба и огурца «связали» бы часть желчных кислот и уменьшили концентрацию холестерина в крови. А для тех, у кого нарушен жировой обмен, это особенно полезно. Как видите, разница между двумя бутербродами очевидна. Категорически и немедленно, прямо сейчас и навсегда, отказываться от булочек, сыра, масла и других вкусных вещей, естественно, не надо. Но сделать так, чтобы в нашем питании преобладали продукты, содержащие меньше жира и больше пищевых волокон, думаю, нам под силу.
ДВА МИФА О ЖЕЛУДКЕ
Он создан для раздельного питания. Все знают, что среда в нем кислая, но мало кто понимает, зачем она такая, поэтому и принимает на веру объяснения сторонников раздельного питания. А они утверждают, что основная задача кислоты – дать развернуться в полную силу ферменту пепсину, расщепляющему белок. То есть кислая среда образуется здесь для того, чтобы белок переваривать. Поэтому, мол, нельзя есть мясо вместе с картошкой. Потому что картошка (углеводная еда) будет «путаться» у пепсина «под ногами» и мешать ему работать. Все не так! Кислота в желудке нужна, чтобы защищать нас от кишечных инфекций, убивать микробы. Не будь ее, даже тщательное мытье и кипячение не помогло – маялись бы все подряд животами. После же прохождения желудка, в 12-перстной кишке, микробов, например, остается от 10 до 20 штук в миллилитре. А в начале пути, в ротовой полости, в том же миллилитре их несколько миллионов. Ну а пепсин выделяется и работает во время «дезинфекции» просто для того, чтобы время не терять.
Он растягивается и его можно сократить. Многие люди полагают, что едят много потому, что их желудок «растянут», и ищут способы его «сократить». И находят. Есть специалисты, предлагающие услуги такого рода. Обещающие, что после их лечения (в том числе и кодирования) желудок обязательно сократится, и пациент будет наедаться значительно меньшим количеством пищи. Так вот, у подавляющего большинства людей он вовсе не растянут, и, значит, сокращать его незачем.
Куда отправится героиня нашего повествования догадаться нетрудно – в рот. А вот о том, что произойдет с ней дальше, лучше не гадать, а узнать наверняка, чтобы обратить полученное знание себе на пользу. Первым делом позвольте представить саму «путешественницу» – обыкновенная не сладкая булочка из муки высшего сорта...
Читать полностью