Лет 13 назад на наших экранах впервые появилась программа "Суперняня". Её по истине бесценные советы сразу пришлись мне по душе и помогли выстроить с детками доверительные отношения. Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми из них, возможно они помогут и вам.
Первым условием успеха няня определяет отношения между родителями.
Наши маленькие детки как самые точные локаторы улавливают малейшие нюансы отношений и немедленно ставят их на службу себе! Грубит ли мама папе, помогает ли папа в домашних делах, спорят ли родители о воспитании при детях, все – в дело!
Учтите пожалуйста, что выполнять правила надо, не допуская самодеятельности. Проверено неоднократно! Иначе не работает!
ВОТ ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- при детях не спорить о воспитании и не выяснять, кто прав, кто виноват!
Пока взрослые спорят, дети делают выводы, кого слушать надо, а кого – совсем необязательно.
- наедине обсудить и договориться об общих действиях!
Вот детки-то удивятся общему фронту, а удивление – уже половина успеха.
- самому занятому родителю (как правило, отцу) выделить постоянное время для общения с детьми.
Т. е. постоянно относиться друг к другу с уважением, пониманием, без криков и скандалов! Любые выяснения отношений – не в присутствии детей и чтобы они не слышали!
- обязательно найти возможность играть всей семьей!
Теперь, как поступить с маленькими манипуляторами, когда кажется, что сделать ничего невозможно!
Родителям придется быть выдержанными и последовательными, если ребенок привык вести себя плохо, шутя отучить не получится.
Поэтому обязательно должны существовать правила, которые нужно выполнять!
Няня Джо пишет правила на большом листе ватмана и вешает на видное место, при этом объясняя детям и взрослым, что там написано. Это может быть: не драться, не кусаться, помогать друг другу и т. п., все, что вы считаете нужным оговорить.
При невыполнении следует… правильно, от этого никуда не деться – наказание!
НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАСЛУЖЕННЫМ И СПРАВЕДЛИВЫМ, ИНАЧЕ ЭТО-ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО!!!
Если ребенок нарушил правила и заслуживает наказания
- ни в коем случае не кричать
- и уж тем более – не бить!
- выделить специальное место, коврик, ступенька, стульчик, кресло и т. п.
Место наказания ни в коем случае не должно находиться там, где ребенок спит, кушает или играет или где находятся в данный момент остальные члены семьи, но, желательно, на глазах. Иначе возникают ассоциации, которые потом могут плохо закончиться. Одна моя знакомая, которая ни разу не видела Суперняню, наказывала сына, ЗАПИРАЯ его в спальне. Кончилось тем, что спальню пришлось перевести в другую комнату, а в прежней уложить ребенка не было никакой возможности, все попытки естественно заканчивались истерикой, ребенок не понимал, почему его наказывают!
Перед тем, как вы накажете "вредного" ребенка обязательно
1. Опуститься на колени или корточки так, чтобы ваши глаза и глаза ребенка были на одной линии
2. Низким серьезным голосом, глядя в глаза, придерживая за плечи, чтобы не отворачивался, ПРЕДУПРЕДИТЬ, что так делать нельзя.
Предупреждение – обязательный этап, иначе все превращается в обиду для ребенка!
Если предупреждение не помогло и вы вынуждены наказать (неприятно, но отступать нельзя, иначе вашим словам грош цена и слушать вас незачем!), учтите еще одно правило:
3
. Время наказания в минутах соответствует возрасту: 3 года – 3 минуты и т. п. Если ребенок покидает место наказания без разрешения, спокойно взять за руку и, НЕ ГЛЯДЯ в глаза, произнести «ты наказан» и вернуть на место. Таких возвратов в первый раз будет несколько, но детишки очень быстро понимают и принимают неизбежность СПРАВЕДЛИВОГО наказания и не сопротивляются.
4.
По истечении «срока» подойти к ребенку, снова опуститься глаза – в глаза, удостовериться, что ребенок знает, за что был наказан, попросить извиниться, потому что ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ.
Не требуйте обещания «Больше не буду»! Ребенок может забыть и повторить все снова, т. е. цена обещания – избавление от наказания или осуждающего взгляда взрослого, а сами обещания превращаются в пустые слова)
5.
После извинения обнимите ребенка, поцелуйте и со словами «Ты хороший мальчик (девочка)» отпустите
. Поощрения ребенку могут быть любые в зависимости от его возраста, предпочтений. Это и бумажные бабочки в прозрачной банке или коробочке, фигурки, перемещаемые по ступенькам нарисованной на большом листе бумаги, повешенном на стене, лестницы к вертолету, самолету, ракете и т. д.
Призы по достижении вершины...
Все зависит от интересов детей и вашей фантазии.
Еще один момент. Похвала должна быть обязательно заслуженной! Пусть за маленькое дело, поступок - обязательно отметьте! Причем степень вашего восторга должна зависеть от "веса" совершенного поступка.
Если ребенка хвалить просто... за то, что он ваш любимый, единственный и т. п., понятие похвалы обесценивается, ребенок привыкает к тому, что он сам по себе всегда хорош и критику при ее необходимости не поймет, не оценит и только обидится.
Не сбивайте малыша с толка, не забывайте, придется ведь не всегда только хвалить...
Если ребенок с трудом укладывается спать или привык спать в постели со взрослыми.
- В детской сесть рядом, почитать сказку.
- Обнять, поцеловать, объяснить, что он/а большой мальчик/девочка и будет спать в своей кровати. Уложить.
- Сесть рядом на стул или на пол, НЕ СМОТРЕТЬ в сторону ребенка и не разговаривать с ним. Ваш манипулятор будет провоцировать вас на контакт глазами слезами или вопросами, требовать внимания, не поддавайтесь! Опустите голову и сидите пока не уснет. Если ребенок сильно расплакался, успокойте, прижав к себе, не разговаривая, только со словами «ты должен спать» и не глядя в глаза и снова уложите.
- если ребенок слез с кровати, НЕ ГЛЯДЯ В ГЛАЗА, первый раз скажите: ты должен спать! Слез второй раз, МОЛЧА и не глядя в глаза обнимите и уложите. Каждый последующий раз (никто не скажет вам, сколько их будет) МОЛЧА и не глядя в глаза уложите его снова (не обнимая!) и сядьте в ту же позу. Будьте стойкими!
- Каждую следующую ночь садитесь все дальше и дальше. У ребенка сохраняется уверенность в том, что вы – рядом, он привыкает постепенно, что вы сидите, неважно, на каком расстоянии. Вскоре вы обнаружите, что когда вы сидите возле самой двери особо продвинутые могут сказать: "папа/мама уходи, я буду спать сам"!
БОЛЬШЕ НЕ ЧИТАТЬ, НЕ РАЗГОВАРИВАТЬ. НЕ ЦЕЛОВАТЬ!
Если ребенок старше года привык сидеть на руках.
Если ребенок кричит и просится на руки (конечно, кроме случаев, когда он испуган, ударился, упал, устал) и вы точно знаете, что это каприз, опуститесь к ребенку и глаза в глаза попросите объяснить, чего он хочет. Если хочешь обнять маму, перестань кричать!
При этом НЕ БЕРИТЕ малыша на руки, обнимите, поцелуйте, потом объясните, что у вас есть срочная работа (почему-то детишки особо уважают необходимость вымыть посуду), предложите игрушку и займитесь своим делом.
Если ребенок плохо ведет себя в магазине,
используйте метод подключения: займите его, пусть помогает снимать с полок, укладывать в коляску, сумку и НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ХВАЛИТЬ.
Если ребенок плачет ну очень сильно и не может остановиться, хорошо помогает крепкое объятие. Обхватите ребенка, прижмите к себе так, чтобы он не вырывался и подержите, покачивая, пока успокоится.
Крики, шлепки – НЕ ПОМОГАЮТ и вы прекрасно это знаете сами!
Теперь то, что использую я, договариваясь с ребенком без скандалов. Это не «открытие Америки» и многие знают, уверена, еще лучшие способы – поделитесь! Но кому-то пригодится.
Малыш смотрит мультик, а нам нужно уходить в садик – называете по имени и серьезным спокойным голосом говорите: у тебя есть 2 минуты, немного посмотри, потом нам нужно собираться и идти. Ребенок не знает, сколько прошло времени, но он понял, что его УВАЖАЮТ, он предупрежден и когда вы говорите, что 2 минуты прошли, он спокойно идет собираться. Сегодня я чуть не упала от удивления, только начала обычное « у тебя есть…» даже не успела договорить, ребеночек (4 года) вскочил посередине мультика и побежал одеваться! А однажды он меня спросил, когда я завозилась, а что две минуты еще не прошли?
Дети очень рано понимают юмор и очень ценят, если вы это используете!
- Ребенок капризничает, плачет (вы должны быть уверены, что это каприз, если ребенку больно, то не до такого юмора!), становлюсь напротив, серьезно, молча смотрю на него, держу паузу, потом говорю: « как у тебя здорово получается плакать! Научи меня, пожалуйста!» смех почти сразу. Ну, как же, он сразу представляет взрослую тетю, плачущую, как он.
Вы замечали, что у детей ну очень развито чувство противоречия. Используйте!
- В той же ситуации плача-каприза: "Ты так красиво плачешь, поплачь еще!" Если продолжает, "нет, не так, вот немного раньше у тебя получалось красивее!" и пытаетесь показать. В ответ молчание почти моментальное, рассмейтесь, ребенок засмеется с вами вместе, каприз переведен в шутку, все довольны!
- И снова рев – каприз. Молча встаю, достаю из ящика стола ложку и начинаю вслух рассуждать, подойдет или лучше взять чайную… Он уже следит краем глаза, заинтригован, но пока не решил, что делать! Ревет! Подхожу и с серьезным лицом собираю ложкой со щек слезы! Маленький хитрец растерян, с ним так еще не поступали, он не знает, как себя вести. Предлагаю попробовать слезы на вкус. Обязательно дайте попробовать! Кривится (горько-соленые!) и успокаивается. Следующий раз плач замолкает, когда я еще не успела достать ложку. Смеемся вместе! Шутка понята!
- Еще хороший вариант, которым я пользуюсь, когда замечаю, что ребенок капризничает и исподтишка следит за мной - как я себя поведу: поворачиваюсь вполоборота чтобы краем глаза следить за малышом, чем-то начинаю заниматься (дела по хозяйству, убираю или мою посуду, строю что-то из конструктора, начинаю укладывать или сажать куклу - неважно, главное, не смотреть на ребенка) и разговариваю с игрушкой или сама с собой, рассказываю, что вот, у меня есть такой хороший мальчик/девочка (называю имя малыша), который очень хорошо себя ведет, не капризничает, а вот пришел мальчик/девочка (любое имя), устроил капризы, слезы, а где тут мой хороший мальчик/девочка...? И начинаю искать в разных местах - под столом, за диваном и т. п.
Слезы высыхают, удивленный малыш со смехом ищет себя, теперь важно быстро переключиться на другую тему - конфликт исчерпан, мир в семье!!!
Если ребенок плохо кушает, не умею уговаривать, за папу, за маму…
«Какой ты молодец, как красиво открываешь рот!», «Смотри, как правильно ты держишь ложку, вот молодец!» даже если это не совсем так – хвалите, он будет стараться!
« Вот мы не будем брать большой кусочек, возьмем сначала маленький, а потом большой разрежем!» И дайте в руку нож, держите своей рукой его руку и отрезайте!
Вовлекайте в процесс, самое нелюбимое дело будет сделано незаметно!
И еще. Все, что вы делаете с ребенком, должно по возможности происходить по режиму дня, согласно заведенному порядку.
Для маленького человека привычный порядок - символ стабильности, уверенности в незыблемости окружающего мира. Он четко знает, как правило, что за чем идет и если порядок нарушен, ребенок волнуется, переживает, капризничает.
Действия ребенка можно направлять вопросами и ребенок с удовольствием отвечает. Бывает, вопросы уже не нужны, обязательно отметить и похвалить, например: «какой ты сегодня молодец! Сам разделся, да так быстро!»
Приходим из садика. Начинаем задавать вопросы: Что мы делаем? – снимаем куртку.
А теперь? – ботинки.
Куда идем? – в туалет.
Что делаем сначала? - поднимаем/опускаем крышку унитаза.
И так любые действия. Ребенку гораздо легче справиться с массой необходимых и неинтересных дел, особенно когда он устал, выполняя их автоматически.
Поверьте, так гораздо легче жить в мире с маленькими хитрецами!
И еще. Бывает всякое. Если вы ошиблись, не стесняйтесь извиниться перед ребенком любого возраста!
Вот увидите, как это пойдет на пользу доверию между вами и теплым отношениям.
__http://www.domsov.com/_______________
А когда начинали шуметь и топать ногой, говорила и говорю до сих пор:Угу, а теперь-другой ногой топни, угу, а теперь обоими сразу-Ребенок начинает прыгать,а не скандалить.И еще , когда начинаю сердиться, то говорю: я в гневе! Буду сердиться и наказывать! А когда они пытались сделать что-то неправильное или не сделать правильное, то я спокойно рассказывала, чем могут закончиться их действия или бездействие и предлагала сделать правильный выбор и потом нести за него ответственность.И претензии не принимала..