Записки врача

Записки врача

Мы продолжаем разбирать психологические причины, сводящие на нет все наши “похудательные” усилия. Сегодня речь пойдет о наборе веса вследствие потери интереса к жизни.

Это тот самый случай, когда пища становится развлечением, лекарством от скуки. Мы едим, потому что больше нечем заняться, из-за того что жизнь вдруг стала унылой, неинтересной. Когда настроение на нуле, двигательная активность, а значит, и мышечный тонус снижаются, что само по себе “переключает” обмен веществ на накопление запасов. Добавьте сюда гигантское количество жирной и сладкой пищи – а именно на такую тянет, когда мы не знаем, чем заполнить свой досуг, – и вот уже неудивительно, что стрелка весов начала накреняться вправо.

У снижения жизненной активности три причины.
1. Она уменьшается в силу обстоятельств. Из-за загруженности на работе или в быту человеку просто становится не до себя.
2. В высокой жизненной активности нет никакой нужды. Все и так хорошо. Эта ситуация знакома женщинам, чьи мужья активны, инициативны, обеспечивают супругу всем необходимым.
3. Человек существует в системе запретов и ограничений. “Жить полной жизнью” ему запрещено. Причиной тому установки, выработанные в детстве и при воспитании, комплексы и так далее.

Как эти причины корректируются, лучше всего видно из следующих примеров.
“МНЕ НЕ ДО СЕБЯ!”

Мой пациент Александр Михайлович привык работать на директорских постах в режиме нон-стоп. К восьми утра он уезжал в офис, к девяти часам вечера возвращался домой, полностью опустошенный и измотанный. Усаживался за стол, ел много, беспорядочно, жадно. Не особо, кстати, интересуясь, что именно кладет себе в рот – “что жена приготовит”. На работе ходил в столовую. Выбирал блюда по принципу “чтобы было посытнее”. Выходных практически не было: по субботам он тоже трудился, по воскресеньям несколько раз звонил коллегам. И редко когда обходилось без каких-то чрезвычайных ситуаций и разносов. В результате – 148 кг и артериальная гипертония. Именно болезнь заставила Александра Михайловича обратиться за помощью. Он испугался, что гипертония помешает ему работать.

Еда в его случае выполняла функцию успокоительного, лекарства от тревоги. Ведь подсознательно он не мог не чувствовать, что жизнь должна течь как-то иначе. Кроме того, Александру Михайловичу было не до себя настолько, что эта отрешенность распространялась и на еду тоже. Он особо не вникал в разнообразие вкусов, не очень разбирался в своих ощущениях сытости или голода. Говоря образно, тело просило праздника, а Александр Михайлович кормил его чем попало, лишь бы молчало и не мешало зарабатывать деньги.

Есть в работе с большими начальниками одна “маленькая” трудность. Они крайне неохотно слушают советы. Основной мотив – “Кто ты такой, чтобы меня учить?!”. Мне иногда кажется, что именно нетерпимость к чужому мнению побуждает людей двигаться по карьерной лестнице, забираться на такие высоты, где уже никто им ничего не прикажет. Так и Александр Михайлович. Он даже на прием приходить не хотел, а собирался прислать на беседу жену: “Пусть поучится, как надо меня кормить”. Потом согласился посидеть рядом и как бы послушать. Но не более. Ничего в своем образе жизни он менять не планировал.

Вот так мы втроем и беседовали. Жена записывала что-то в блокнотик, Александр Михайлович кивал в зависимости от обстоятельств, то порицая жену: “Вот, доктор, чем кормит!”, то побуждая меня войти в его положение: “Работаем, доктор, о себе думать некогда”. Я же послушно перечислял жирогенные продукты, всем видом демонстрируя, что соглашаюсь на предложенные мне правила игры. И уже в конце приема вдруг спросил своего пациента, а не кажется ли Александру Михайловичу, что хозяева предприятия просто подловили его на стремлении много значить и хорошо работать и теперь внаглую его используют? Александр Михайлович задумался. Одно дело – полагать, что ты весь такой “самый главный”, совсем другое – подозревать, что ты стал жертвой чьей-то манипуляции. А потом пошли и другие вопросы. Что такое для Александра Михайловича плоды его труда? Как он их ощущает и как ими пользуется? Почему Александр Михайлович, заботясь о прибыли совершенно чужих ему людей, не может подумать о своем собственном счастье? И чему он научит собственных сыновей? Не тому ли, что лучший способ потратить свою единственную и неповторимую жизнь – это “проишачить” ее, перетаскивая с места на место груз своей ответственности?

В поисках ответов Александр Михайлович стал меняться. Нет, работу он, конечно, не бросил, но очень серьезно занялся организацией своего труда, стал больше доверять помощникам, успокоился. Естественно, теперь, когда у него освободилось время, он начал уделять себе больше внимания, питаться более разнообразно, вкусно и при этом менее жирно. Быстро он не похудел, но такой цели мой пациент себе и не ставил. За год Александр Михайлович сбросил 14 кг. Давление снизилось, он лучше себя чувствовал.

Подобный механизм нарастания веса довольно часто возникает и у молодых женщин в первый год после родов. Иногда уход за ребенком отнимает так много сил, что уже как-то не до себя. Питание – беспорядочное, более обильное.

Друзья, о себе надо помнить и заботиться! Многого не требуется. Где можно – прогулки, где можно – приятный душ, легкие тонизирующие упражнения. И обязательно частое, разнообразное и менее жирное питание. Это позволит, по крайней мере, стабилизировать вес.
“МНЕ ТАК УДОБНЕЕ”

У Елены муж занимался бизнесом и очень хорошо зарабатывал. А сама она “сидела с ребенком”, причем не одна. Ей помогали няня, домработница и родители. Все есть. Свой парикмахер, косметолог, машина с водителем. Одно плохо. За год такой жизни вес увеличился на 12 кг, а попытки сесть на диету заканчивались срывами.

Поначалу у нас с Еленой чуть не вышел скандал. Сама она делать ничего не хотела. По мнению моей подопечной, я, на манер парикмахера, который ее стрижет, должен был ее “похудеть”. Задача абсолютно невыполнимая. Против воли пациента можно вылечить только белую горячку. А такое состояние, как избыточный вес, требует от людей обязательной заботы о себе, самонаблюдения, поиска оптимальных путей и так далее. Но как объяснить все это моей пациентке? Отчасти помог этот угрожающий скандал. На пике эмоций, когда Лена самым искренним образом пыталась выяснить, что же плохого в том, что муж о ней, женщине, заботится, я вдруг начал задавать неприятные вопросы. Сможет ли муж решить АБСОЛЮТНО ВСЕ проблемы супруги – например, сохранить ей здоровье или взять и за нее похудеть? Если бы она вдруг стала мужчиной, хорошо бы ей жилось рядом с таким во всем зависимым созданием, в которого она превратилась? Не рискует ли Елена тем, что муж, вынужденный решать за нее ТАКИЕ вопросы, быстро подорвет свое здоровье, и она, не дай бог, останется вдовой? Наконец, не лучше ли жить активной жизнью и быть своему супругу партнером? Тем более что, как выяснилось, он давно предлагал ей место в бизнесе…

Конечно, можно вызвать похудение, побуждая человека мало есть и много двигаться. Можно регламентировать и процесс еды, и двигательную активность, добиваясь, чтобы эти изменения переносились относительно неплохо. Но если причина лишних килограммов кроется в специфическом отношении пациента к себе и жизни, без соответствующей коррекции взглядов результат если и будет, то всегда меньше, чем затраченные усилия, и, как правило, непродолжительный.

Я рад, что Лене удалось изменить отношение к своей жизни. Это позволило ей за два месяца сбросить 8 кг, не особо упорствуя в диете.
“МНЕ НЕЛЬЗЯ АКТИВНИЧАТЬ”

И напоследок история Ольги Михайловны. Она пришла ко мне с очень большим избыточным весом, порядка 150 кг, с выраженной артериальной гипертонией и сахарным диабетом. И все это в 42 года. Быстро выяснилось, что жизнь Ольги Михайловны идет по раз и навсегда заведенному распорядку: работа – дом – работа. Дома – телевизор, семечки, на работе – чай, сушки. Когда я предложил ей прогуливаться перед сном, услышал в ответ, что да, это прекрасно и она обязательно в ближайшее время этим займется, вот только уговорит подругу гулять вместе с ней. Но причем здесь подруга?

– А как вы себе представляете, доктор, – ответила она, – вот я одна гуляю без дела по улице. Что подумают прохожие?

Вот как! Оказалось, что Ольга Михайловна боится мнения окружающих, мнения коллег по работе, мнения близких. И на всякий случай старается вести себя правильно, ограниченно, и без крайней необходимости ничего в своем распорядке не менять. А в это время вокруг нее во всем великолепии и разнообразии протекает целая жизнь! Почему она всего боится? Поскольку Ольга Михайловна не видит себя со стороны (как, кстати, и все мы), у нее есть определенные основания считать, что выглядит она плохо, представляется окружающим неловкой, смешной, глупой. А раз так, самое то вести себя тихо, скромно, не высовываться. Но из-за ограниченного поведения единственным разрешенным ей удовольствием становится еда. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Я предложил Ольге Михайловне поразмышлять вот над какими вопросами. Если она так уж боится мнения окружающих людей, как она узнает, что к ней плохо относятся? Ко многим ли из случайных прохожих она готова относиться с порицанием? И многих ли из встреченных людей Ольга Михайловна вообще замечает? И, вместо того чтобы наблюдать за собой, что-то домысливая и предполагая, не проще ли последить за окружающими и попытаться понять, как к ней относятся на самом деле? Наконец, почему мнение людей, большинство из которых она видит первый и последний раз в жизни, для нее значит больше, чем собственная жизнь и собственное здоровье?

Как это всегда бывает, если вопросы сформулированы нужным для пациента образом, они запускают актуальный мыслительный процесс. Человек приходит к новым для себя выводам, касающимся его жизни, здоровья, отношений с другими людьми. И уже благодаря этим выводам меняется в лучшую сторону. Так и получилось. Ольга Михайловна отвлеклась от своих предположений, осторожно подняла глаза и увидела вокруг себя людей – частью доброжелательных, частью безразличных. Но никто над ней не смеялся, не показывал пальцем. Это открытие успокоило мою пациентку и позволило ей заняться своим здоровьем. Откровением для Ольги Михайловны было и то, что, оказывается, ее собственное тело нуждается в ее же материнской заботе. Она стала ухаживать за собой. Легкая еда, прогулки, развлечения, которые долгие годы были ей запрещены, и, как следствие, довольно скорое и успешное похудение. За пять месяцев наблюдения вес снизился до 115 кг, нормализовался сахар в крови…

Материал подготовлен
на основе книги М. Гинзбурга
“Минус килограммы без диет и драмы”.
Рейтинг:  +16
настя23
13 декабря 2011 года 5 258 4
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Записки врача
Записки врача
Мы продолжаем разбирать психологические причины, сводящие на нет все наши “похудательные” усилия. Сегодня речь пойдет о наборе веса вследствие потери интереса к жизни.
Это тот самый случай, когда пища становится развлечением, лекарством от скуки. Мы едим, потому что больше нечем заняться, из-за того что жизнь вдруг стала унылой, неинтересной... Читать полностью
 


Дневник настя23:



Комментарии:

14 декабря 2011 года
+1
настя23 пишет:
почему мнение людей, большинство из которых она видит первый и последний раз в жизни, для нее значит больше, чем собственная жизнь и собственное здоровье?
Хороший вопрос !

14 декабря 2011 года
0

Млин, все эти истории и про меня тоже!
Хорошо, хоть некоторые моменты самостоятельно удалось победить... а вот другие "тараканы" все еще остаются

14 декабря 2011 года
0
Настенька, потрясающая статья! Спасибо большое! Читала, затаив дыхание!

15 декабря 2011 года
0
Хорошая статья!


Оставить свой комментарий
B i "