Грядут Новогодние каникулы, многие будут посещать рестораны,
передвигаться на такси, или отдыхать в гостиницах.
Интересно, кто и как дает на чай?
Девочки, давайте поделимся мнениями
Вот очень хочу понять, кого и за что надо благодарить?
И как отблагодарить повара в ресторане?
В нашей стране клиенты не всегда вспоминают о том, что за хорошее обслуживание принято благодарить обслуживающий персонал. Кто-то скажет: «Я заплатил по счёту! Почему я должен ещё кому-то что-то платить сверх этого?»
Наверное, потому, что зачастую доход обслуживающего персонала складывается из скромного оклада и щедрых чаевых, которые оставляют довольные клиенты. И эти чаевые могут составлять до 50% заработной платы официанта. Если бы не такие чаевые, вряд ли бы официант согласился на эту работу. Кроме официантов, принято оставлять чаевые и другим служащим.
1. В гостинице
При заезде в гостиницу принято давать чаевые носильщику, который доставил ваши чемоданы в номер, горничной и официантам в ресторане отеля. Не нужно благодарить всех подряд. Чаевые – это ваш способ показать персоналу отеля, что вы довольны обслуживанием. Во многих странах принято оставлять чаевые для горничной, которая делает уборку в вашем номере. Размер чаевых, как правило, стандартный, но тем не менее в разных странах он различается, его можно уточнить у бывалых туристов.
Чаевые для горничной принято оставлять на кровати или на тумбочке рядом с кроватью. Если вам не понравилось, как была проведена уборка в вашем номере, то оставлять чаевые вы не обязаны. Чаевые горничной не гарантируют, что постельное бельё и полотенца будут меняться ежедневно, здесь всё зависит от условий проживания в отеле, с которыми вы могли заранее ознакомиться ещё до бронирования номера.
В ресторане гостиницы можно оставить на чай стандартную сумму либо 5-10% от суммы заказа. Если в гостинице вы питаетесь по системе all inclusive, то вы можете оставить официанту на чай ровно столько, сколько обычно принято в этой стране. Давать чаевые официанту или нет, зависит только от того, насколько быстро и грамотно он обслужил ваш столик. Советую выбирать каждый раз одного и того же понравившегося вам официанта и оставлять ему на чай, тогда он вас запомнит и будет стараться вам угодить.
Если кто-то из сотрудников отеля оказал вам помощь, например: принял очень важный для вас звонок, помог отправить факс или организовать какое-то мероприятие, скажем, день рождения вашего ребёнка, то, без сомнения, вы захотите его отблагодарить. Слова благодарности можно выразить лично при встрече. Для того чтобы оставить чаевые этому человеку, нужно узнать его имя, фамилию и должность. В простой конверт поместите достойное вознаграждение, можно приложить к нему небольшую сопроводительную записку со словами благодарности. Конверт нужно заклеить, написать на нём, например: «для Джона Смита, метрдотеля», и передать конверт на ресепшн.
2. В ресторане
В некоторых ресторанах чаевые уже включены в счёт. В этом случае они могут быть прописаны в чеке, который вам принесёт официант. В противном случае размер чаевых будет составлять 5-10% от общей суммы заказа. Расплатившись по счёту, не спешите убегать из ресторана. Подождите, пока официант вам принесёт сдачу, в ресторанах с хорошей репутацией не принято присваивать сдачу в качестве чаевых, поэтому вам принесут её обратно. Если вы не стали забирать сдачу, то она автоматически «превращается» в чаевые официанту.
Некоторые нечестные официанты умудряются забирать себе в качестве чаевых до 50% от стоимости заказа. К примеру, если вы расплатились крупной купюрой, то не надо скромно уходить. Допустим, ваш коктейль стоил 500 рублей, вы дали купюру в 1000 руб. официанту. Это не означает, что он может оставить сдачу себе. Если вам не несут сдачу, вы имеете право возмутиться, потребовать, чтобы вас рассчитали, и в таком случае можете вообще не оставлять чаевых. Давать «на чай» или нет, в конечном счёте, решает только сам посетитель.
3. В такси
В некоторых странах принято давать на чай водителям такси. У нас это обычно не практикуется. Но если вас очень быстро доставили из точки А в точку Б. Или представьте себе ситуацию: вы опаздываете на самолёт, на деловую встречу или в театр, ловите такси, и – о чудо! – вас доставляют точно вовремя в нужное вам место. Чтобы поблагодарить водителя, достаточно заплатить больше, чем было оговорено вначале. В этом случае обычно принято говорить «Сдачи не надо!». Если вы расплатились крупной купюрой, дождитесь, пока водитель с вами рассчитается, и можете оставить ему пару сотен, ну или сколько сочтёте нужным, в качестве чаевых. Не обязательно совать деньги в руки, можете просто положить чаевые на приборную панель, сопроводив это словами благодарности.
4. В салоне красоты
Хорошим тоном считается оставлять чаевые мастеру, который вас удачно подстриг или сделал вам красивый маникюр. Тем более если вы являетесь постоянным клиентом этого салона и этого мастера и вам очень нравится результат его работы. В этом случае чаевые лучше оставить
демонстративно на рабочем столике мастера, до того как вы пошли к ресепшн расплачиваться по счёту.
Размер чаевых зависит от вашей щедрости, в среднем он может составлять 5-10% от общего счёта. Лучше, если размер чаевых всегда будет одинаковым. Если в этот раз ваш мастер превзошёл сам себя, вы пошли на новый для вас эксперимент, ну допустим, с цветом волос, и он удался, то можете оставить на чай больше обычного.
В ситуациях, когда вы везде и всегда расплачиваетесь кредитной карточкой, удобнее носить с собой в кошельке мелкие купюры на всякий случай, в том числе и чтобы иметь возможность поблагодарить человека за хорошо оказанную вам услугу. Если так получилось, что у вас в кошельке не оказалось нужной суммы «на чай» для официанта или стилиста, то лучше просто улыбнуться, поблагодарить и не оставлять чаевых вообще, чем бегать в поисках размена или поражать людей своей сказочной щедростью.
В нормальных ресторанах у рабочей смены практика такая: все чаевые складываются и разделяются на смену - и поварам, и официантам.
Но вот в такси? Надо давать на чай, или нет?
И зять мой говорит, что многие люди, в его ресторане, просто копеечка в копеечку по счету, хотя их облизывали весь вечер!
А в ресторане - за быстрой обслуживание, хорошую и вкусную еду, за красивые глаза.
За что доплачивать водителю такси?
Быстрая езда - уровень профессионализма, за который он получает зарплату/ или наоборот нарушение ПДД, результат - смотри выше..
Пользуюсь с прошлого Нового года (они маму с праздника в 3 ночи забирали) Быстро, комфортно, и тариф не завышают!
я ВСЕГДА 50 Р сверху даю шоферу.
Чем он хуже официанта?
Ниже правильно сказали - во многих местах люди за чаевые работают.
А работа - не скажу, что самая легкая. Далеко не легкая.
Свет, я не за то, чтобы деньги водилам не давать - нет.
Просто я не даю по вышеуказанным причинам.
И даю чаевые другим - по собственным соображениям.
У меня знакомая была - она всегда денюжку на выходе из зала в кинотеатре давала тетеньке, которая стояла с мусорным пакетом и ждала, что жующие киноманы выбросят свои пустые тары.
У всех свои затыры
А такси? В отеле? Кому и за что давать?
Я регулярно врачам и медсестрам доплачиваю!
Хотя это травма была, привезли по скорой, есть ОМС
Мне, в смысле нам - мужу и родителям - ничего. Не смотря на то, что меня с того света в прямом смысле вытащили.
Но мы отблагодарили как могли - Мише дорогущий коньяк (предварительно выспросив у девочек-медсестер, что он любит), Тане - перевязочной - хорошие конфеты, Тане-медсестре - несколько раскрасок для дочки, она была очень рада.
И никто вроде недовольным не остался. Единстенное, на что обратили внимание, что если я еще раз попаду с тем же в больницу - меня выпорят для начала
В замен - ничего!
Я и не даю!
Правда ноутбук, наша классная, с меня поимела, за 3 по математике в 9 классе!
Там, только за классное руководство, надо было 1500 руб в месяц, чистоганом, без всяких квитанций, с ученика в месяц!
Гос школа, только что , в центре!
Все, что дается в коммерческой (где вы видели государственный ресторан) - чаевые, комплимент и т.п.
Ну а в госструктурах это все называется взяткой
Я ща никого не обвиняю и ничего не говорю, что это мое ИМХО, почему у медиков нет понятия "чаевые".
Строка "обслуживание" у нас в городе встречается в совсем задрипанных забегаловках и пиццериях. Там где, собственно, на чаевые и не рассчитывают. Если нас в такое место все-таки занесло и есть строка "обслуживание" - платим строго по счету.
В такси - не оставляем.
За границей в отелях - согласно обычаям страны.
Я всегда в сметении....
Я как-то полгода из-за сложной материальной обстановки в семье работала гардеробщицей в очень приличном ресторане. Если я помогала надеть одежду гостю (и мужчине тоже), то мне всегда оставляли чаевые. Иногда и по 1000 р.
Таксистам не оставляю - и так плачу за поездку и водители всё равно большую часть выручки оставляют себе.
Хорошее место!
Мне не дают, работа не та.........
Я даю:
а) официантам - в среднем, 10% от счёта, даже если в счёт включены чаевые, но если мне обслуживание не понравилось - могу ничего не дать или сущие копейки. Такое, впрочем, бывает редко - хожу в заведения с хорошим обслуживанием;
б) косметологу - тоже от 5 до 10%, в зависимости от стоимости процедуры. Т.е., если процедура дорогая, то 5% (сумма и так выходит хорошая), если дешёвая, то 10%;
в) парикмахеру - тоже 5-7% от стоимости работы;
г) маникюрше - тоже 5-7-10%.
Такси мы, если пользуем, то пользуем частные - без счётчика. При заказе диспетчер сразу объявляет стоимость. Если водитель приятен, то даём сверху обозначенной цифры.
Врачам не даю никогда. Врачам плачу по счёту, т.к., наблюдаемся мы все (я, муж, ребёнок) исключительно в коммерческих центрах. Исключение врачи эстетической медицины - косметологи.
В принципе, косметологу, парикмахеру, маникюрше можно не давать чаевые - у них не плохие проценты от стоимости. Но я давно пользуюсь услугами одних и тех же людей. И небольшой "чай" меня не обанкротит. Зато точно знаю, что маникюрша будет стараться меня не поранить, парикмахер найдёт "дырку" в своём расписании или придёт в неурочное время, чтобы обслужить меня, а косметолог даст дорогих профессиональных пробников и тоже, в случае чего, найдёт дырочку в своём расписании или без проблем задержится.
- медики это не работники сферы обслуживания. И некоторые медики, особенно в государственных учреждениях, иной раз головы от бумаг не поднимут, слова доброго не скажут, не объяснят ничего. Медики, которые хотят подработать, параллельно идут в частные структуры и там уже получают от клиентов не унизительный "чай", а достойное вознаграждение.
А некоторым медикам я не то что не дала бы копейки, а ещё и компенсацию за моральный ущерб потребовала бы.
Сразу оговорюсь, не все врачи плохие. И как люди, и как специалисты. Мне попадаются, за крайне редким исключением, хорошие доктора. Но может потому что я им плачу?
В смене было 4 человека - 2 продавца-официанта, 2 повара. Всё складывалось в общак, а потом делилось. Заведение было не крутое. Уличная палатка-кафе при рынке.
Я оставляю в кафе-рестаранах около 10%
Мастеру маникюра и парикмахеру тоже около 10% (правда маникюрше чаще 20% - сумма получается не большая)