Развитие ребёнка часть третья

Развитие ребёнка часть третья Я напоминаю что в предыдущих постах я писала что учила читать двоих детей. И результат есть у обоих моя дочь заканчивает гимназию и не плохо, хотя мне как маме хотелось бы лучше, но до сих пор не любит читать. И Серёжа мой племянник которому 8 лет ходит в школу учиться хорошо, учиться уже третий год в музыкальной школе. Читать начал сам ещё в 5 лет и самое большое наказание для него это не дать прочитать то что ему нравиться. Я искала эту методику в интернете и она почему то названа методикой Домана , но я точно помню что этой фамилии я не знала когда нашла эту методику и моей Кате было всего 10 лет и я позвонила домой и попросила Катю найти эту книгу и дать мне автора(кто не знает я сейчас не живу дома и нахожусь далеко от своей семьи и всё что пишу это то что я помню. И она мне сказала Автора. Корсунская Б. Д Воспитание глухого дошкольника в семье.— М.: Педагогика, 1971 Пусть все американцы пишут что всё очень умное придумано ими, а на самом деле это придумано нами и просто украдено. Как и изобретение радио и телефона. Вот что я нашла в интернете по этой методике. Методика была разработана для обучению чтения глухих детей.Вы не смотрите что методика разработана для особенных детей, лично я запаслась терпением и обучила Серёжу за год чтению, я и мама много ему читали и он всегда любил слушать. Его родная мама к сожалению умерла рано и мальчика воспитывали мы вдвоём то есть я и моя мама. Когда я уехала в Италию три года назад он с лёгкостью читал любые книги которые ему хотелось прочитать. Мы на начальном этапе когда гуляли с ним в сад и из сада читали все вывески и где что написано. И иной раз он видя надпись сам спрашивал, а что здесь написано. Но не ждите что если вы вдохновитесь этой методикой, то и ваш ребёнок захочет этого. Только ваше терпение и труд вашего малыша сделает это чудо.

Первый этап

Первый этап работы, во время которого ребенок должен посте­пенно привыкнуть к учебной ситуации, начинается с рассматрива­ния фотографий из семейного альбома. Мама вместе с ребенком перебирают снимки, сделанные летом на даче, на отдыхе, во время памятных событий, праздников,— фотографии членов семьи, само­го ребенка, в том числе сделанные, когда он был совсем маленьким. Мама комментирует снимки, подробно рассказывая ребенку о том, что он видит на фотографии. Вместе они как бы заново пережива­ют приятные моменты, причем важно, чтобы и мама, и ребенок по­лучали от этого удовольствие.
Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его се­мьи. Мама (или вместо нее педагог) готовит для всех фотографий таблички с надписями: «Я», «МАМА», «ПАПА», «БАБУШКА», «ДЕДУШ­КА», «СЕСТРА», «БРАТ». Занятие проводится в удобной для ребенка обстановке—не обя­зательно за столом, можно на диване, на полу. Мама раскладывает перед ребенком фотографии слева, а таблички с надписями — спра­ва (в начале занятий используется не больше пяти снимков и, соот­ветственно, не более пяти подписей. Затем их количество можно увеличить до 7-10). Она берет одну фотографию и кладет ее посере­дине, затем находит для этого снимка табличку с надписью и кла­дет ее под фото, комментируя: «Смотри, это наш папа (показывает на снимок). А здесь написано: "Папа" (показывает на табличку)». То же самое мама проделывает и со всеми остальными снимками.
Позже, когда ребенок привыкает к такой организации занятия, мама выполняет это задание руками ребенка. Она берет его левую руку, выбирает ею нужную фотографию и кладет ее посередине (в центр зрительного поля ребенка). Затем правой рукой ребенка мама берет нужную табличку и кладет ее под фотографию. При этом она объясняет: «Это фотография бабушки. А вот написано: "Бабушка"». После нескольких совместных занятий ребенок усваивает способ действий с фотографиями и табличками, и часть заданий может выполнять самостоятельно.
Во время занятия мама находится рядом с ребенком. Если ему необходима помощь, она может либо взять его рукой нужный сни­мок или подпись, либо просто подсказать ему, что сейчас нужно сде­лать.
На этом этапе обучения мы используем простые слова, произно­шение которых совпадает с их написанием (например, слово «дом»), так как в этом случае ребенку будет легче справиться с заданием. На первом этапе ребенок должен усвоить понятия «карточка» и «надпись-табличка». Для этого мама может специально подписать некоторые предметы домашнего обихода, например сделать этикет­ки для продуктов, наклейки на баночки с крупами. Можно просто отправиться с ребенком на кухню — «проверить запасы», и показы­вать ему пакеты с сахаром, солью, крупами, макаронами, одновре­менно прочитывая надписи на них. Можно «навести порядок» на книжной полке, где хранятся детские книги и журналы, прочиты­вая названия книг; можно также разложить пластинки, диафиль­мы, показывая ребенку этикетки на них и прочитывая надписи. На улице надо обратить внимание ребенка на таблички с названиями улиц, прочитывать названия магазинов. Потом дома мама может нарисовать маршрут прогулки, подписывая в нужных местах: «Аптека», «Продукты» и т. п.
Второй этап
Второй этап может начаться с оформления альбома, куда мама наклеивает все фотографии и подписи к ним (или просто их подпи­сывает). Затем подбираются 7-10 картинок с изображениями хоро­шо знакомых ребенку предметов (картинки должны быть выполне­ны в одном стиле) и готовятся таблички с надписями: «ЧАШКА», «ЛОЖКА», «МОЛОКО», «СОК», «СТОЛ», «СТУЛ», «МАШИНА», «КУК­ЛА», «СОБАКА», «РУБАШКА» и т. п. Занятия проводятся по той же схеме, что и на первом этапе.
Отметим, что для детей третьей и четвертой групп первый этап необязателен. С ними можно сразу заниматься по картинкам, вклю­чив в набор 2-3 фотографии близких людей и самого ребенка. С эти­ми детьми возможно также обойтись без манипулирования их ру­ками, так как большинство из них смогут выполнить задание сами после того, как педагог несколько раз покажет, как нужно его вы­полнять.
Постепенно набор картинок и табличек нужно увеличивать. Это можно делать двумя способами. Первый—последовательно осваи­вать категории предметов, т. е. предлагать ребенку картинки и над­писи к ним по теме «Транспорт», затем, когда он их освоит, брать тему «Одежда», потом—«Продукты питания» и т. д. Второй способ— предлагать ему несколько картинок из разных тем. При этом важно учитывать интересы и привязанности ребенка, выбирать интерес­ные ему темы.
Работа с альбомом. Одновременно с работой над картинками мама (или вместо нее педагог) начинает работу с альбомом. На каж­дой странице альбома осваивается новая буква. Вначале мама сама пишет эту букву, затем просит написать ее ребенка — краской, фло­мастером, карандашом, ручкой. Потом рисуются предметы: внача­ле те, название которых начинается с данной буквы, затем такие, в середине названия которых есть данная буква, и, наконец, те, на­звание которых заканчивается данной буквой. Если ребенок может,
Итак, наверху слева крупно пишется изучаемая буква, а осталь­ное место занимают картинки с подписями. Для буквы и для каждо­го слова рисуем предварительно линию, на которой они потом бу­дут написаны. Это делается для того, чтобы ребенок постепенно привыкал писать вдоль линии, не вылезая за ее пределы. Однако сами буквы в словах мы можем делать разного размера, разного цвета, чтобы ребенок стереотипно не «застревал» на том изображе­нии буквы, которое ему в первый раз написал педагог. Нам нужно, чтобы ребенок узнавал эту букву в разных книгах, журналах, на вывесках и т. д. Поэтому мы добиваемся того, чтобы он начал пони­мать, что каждую букву можно изобразить по-разному: она может быть и красной, и синей, и пластилиновой, и вырезанной из бума­ги и т. д., а не только такой, какой ее рисует мама.
Если ребенку трудно сразу написать печатную букву, мы либо ста­вим предварительно точки, и ребенок пишет букву, соединяя эти то­чки линиями, либо даем ему палочку и, водя его рукой, «пишем» эту букву в воздухе (так ребенку легче усвоить необходимое движение).
Многим детям очень нравятся такие занятия, когда они прово­дятся в игровой форме вместе с родителями. Например, педагог и мама с ребенком, или мама, папа и ребенок берут палочки, затем по очереди рисуют в воздухе каждый свою букву и придумывают про нее истории (конечно, взрослые рассказывают историю и за ребен­ка или помогают ему в этом). «Моя буква "О" очень любит пончики и всякие сладости,— начинает папа.— Она у меня очень большая, ходит вперевалочку и говорит: "Ох-ох"».— «А моя буква "О",— под­хватывает мама,— совсем не толстая, а худенькая и очень любит петь "О-о-о"» (рисует в воздухе свою букву).— «А у Васи буква "О" еще совсем маленькая»,— продолжает мама и Васиной рукой рису­ет в воздухе «его» букву. Затем ведутся диалоги от имени букв — о том, как они дружат между собой, ходят друг к другу в гости, что они любят делать и т. д.
Освоить написание буквы ребенок может и по трафарету. Тра­фарет кладется на лист бумаги, ребенок обводит его карандашом, а затем проводит пальчиком по нему и по своей букве, усваивая тем самым ее «моторный образ».
В целом, работа в альбоме идет в следующей последовательности:
1) новую букву пишет сначала взрослый, а затем сам ребенок (или взрослый его рукой);

Работа с буквами магнитной азбуки. Работать с магнитной аз­букой мы начинаем в тот момент, когда ребенок уже понимает, чтс написанное слово можно прочитать вслух, произнести, «озвучить = Педагогу необходимо подготовить сюжетную картинку (лучше все­го выбрать или нарисовать ее, исходя из интересов ребенка) и про­говорить вместе с ребенком ее содержание (рассказывать при это. ч будет сам педагог, а ребенок может вносить дополнения). На следу­ющем занятии педагог кладет перед ребенком картинку и рядом с ней — магнитную азбуку. Педагог начинает рассказ по картинке, например: «Захотелось коту поесть рыбки. Стал он собираться на рыбалку. Достал рюкзак и начал его собирать».
Затем педагог называет предметы, которые нарисованы на кар­тинке, или провоцирует ребенка на их называние: «Сначала кот положил...» (показывает на пакет молока на картинке).— Ребенок: «Молоко».— Педагог: «Давай сложим слово «МО-ЛО-КО». Возьмем букву «М» (берет из магнитной азбуки букву «М»), потом «О» (берет «О»), «М» и «О» — будет «МО». «ЛО» — возьми «Л» и «О» (педагог рукой ребенка или сам ребенок по просьбе взрослого берет эти бук­вы). «КО» — возьмем «К» и «О». Получилось «МОЛО-КО».
Таким образом идет работа над анализом слов.
Педагог: «Что еще положил кот? Он положил...» (показывает на сахар).— Ребенок: «Сахар». Затем он по просьбе педагога склады­вает слово «САХАР» из букв магнитной азбуки. Педагог может по­мочь —положить перед ним буквы слова «сахар», а ребенок сам вы­ложит их в нужной последовательности. На последующих занятиях ребенок должен искать нужные бук­вы самостоятельно, но если у него возникают трудности, то педагог кладет нужную букву его рукой. После того, как слово выложено, педагог просит прочитать его вслух. В случае затруднений нужно прочитать за ребенка: «У тебя получилось слово "сахар"». Так ребе­нок знакомится со «звучащим словом» и учится его анализировать.

Третий этап
На этом этапе происходит обучение ребенка составлению фраз, чтению целых предложений. Работая над фразовой речью, нужно использовать любимые им детские книги, сказки—желательно про­стые, такие, как «Репка», «Колобок», «Теремок» и т. п. Научившись
работать с ними, ребенок переносит свой опыт на другие книги. Но бывает, что ребенку эти сказки стали уже неинтересны — тогда бу­дет легче, если он сам назовет свою любимую книжку.
Работа над фразой ведется одновременно в двух направлениях: 1) по материалам любимой книжки; 2) используя опыт самого ре­бенка.

Остановимся на этих направлениях немного подробнее.
1) Педагог готовит таблички с надписями, отражающими содер­жание текста. В отличие от первых двух этапов, на табличке пишет­ся уже не слово, а целая фраза. На первых порах это пять коротких фраз (из двух или трех слов), затем фразы становятся длиннее и их количество доводится до семи — десяти. Педагог рассказывает ре­бенку сказку, например, «Теремок», потом останавливается, откры­вая подходящую картинку в книжке: «Сейчас мы с тобой расскажем, что делали звери. Вот лягушка»,— при этом он выбирает табличку с фразой «Вот лягушка» и кладет ее около картинки. Далее возможен следующий диалог.
Педагог: «Что у нее?»
Ребенок: «Пироги». (Педагог находит табличку с фразой «У нее пироги» и кладет рядом с предыдущей.)
Педагог: «Пироги для кого? Наверное, для мышки». (Выбирает­ся табличка со словами «Пироги для мышки» и добавляется к пре­дыдущим.)
Педагог: «У мышки есть...»
Ребенок: «... Метла». (Выбирается табличка с фразой «У мышки метла», кладется к предыдущим.)
Педагог: «Мышка подметает...»
Ребенок: «... Пол». (Педагог добавляет табличку «Мышка подме­тает».)
Таким образом, ребенок, зная содержание сказки и видя перед собой картинку-иллюстрацию к ней, одновременно слышит обра­зец фразы и видит, в каком порядке выкладываются таблички с фра­зами. Ребенку будет удобнее, если книга с картинками лежит в вер­хнем углу стола, а таблички располагаются в столбик рядом с книгой (но не в том порядке, в котором их надо выкладывать при переска­зе), а нижняя часть стола прямо перед ним свободна — на ней мы, составляя рассказ, постепенно выкладываем таблички в линию.
реке, играет с кошкой, празднует свой день рождения и т. п. Работу с рисунком и со сказкой полезно чередовать.


«Дочитывание» в книгах и диафильмах. На данном этапе рабо­ты с аутичным ребенком для развития навыка чтения удобно исполь­зовать его склонность завершать незавершенное. Можно устроиться с ним на полу или диване и почитать ему сказку или посмотреть диафильм.

Когда читается сказка, желательно, чтобы шрифт в ней был круп­ным. Взрослый читает начало предложения, делает паузу, и после­днее слово дочитывает ребенок. Чтобы ему легче было найти нуж­ное место в книжке, взрослый при чтении водит по тексту пальцем. Например, педагог читает: «Захотелось волку поесть...», а ребенок дочитывает: «... рыбки». Для «дочитывания» хорошо использовать и стихи (А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского). Так же идет работа по диафильмам: взрослый прокручивает пленку, читает предложения и делает в конце паузы, а ребенок дочитывает концовку.
Важно, что при «дочитывании» ребенок слышит себя и осозна­ет свою роль в чтении. Весь текст вслух ребенку читать пока еще трудно—этого от него требовать и не нужно. Какие-то слова могут вызывать у него затруднения, сочетание какого-то предлога и сло­ва также может быть ему незнакомо. Взрослый, когда он провоци­рует ребенка на дочитывание двух-трех слов в конце фразы, должен все это учитывать.

Для того, чтобы ребенок перешел к чтению нескольких слов под­ряд, а затем целых фраз, педагог вначале сам водит пальцем по строч­кам текста, а затем просит ребенка «помочь»: «Теперь ты последи, пожалуйста». Так мы переходим к попеременному чтению: напри­мер, два предложения читает педагог (или мама), а следующие два— ребенок. Затем осторожно приучаем его читать самостоятельно, постоянно внося в занятия игровые моменты. Например, говорим ребенку, что «сегодня будем читать для бедного зайца, который лап­ку подвернул» или «сегодня мы плывем на корабле, и ты—капитан, будешь читать капитанским голосом». Можно пофантазировать: «А как бы ты читал, если бы был Карлсоном?» Можно потренироваться в чтении с утра, а вечером удивить папу; или почитать по телефону бабушке — «Какже она обрадуется!»
Бывает, что ребенок читать категорически отказывается. В та­ких случаях его нельзя ругать и заставлять читать насильно, так как можно закрепить стойкий негативизм к занятиям. Нужно на некоторое время отложить чтение, дать по нему «соскучиться». Если педагог чувствует, что отказ ребенка не вполне серьезный, можно попробовать все же организовать его на чтение, предварительно найдя какое-то подходящее объяснение его поведению: «У тебя, на­верное, горлышко пересохло, нужно попить водички, тогда мы сра­зу все прочитаем», или: «И правда, сейчас еще только без пяти ми­нут двенадцать, а мы с тобой всегда начинаем читать ровно в две­надцать часов». Может быть, ребенку надоела книга и для чтения нужно взять другую.
На протяжении всего третьего этапа обучения чтению продол­жается работа с альбомом. Ребенок по просьбе мамы самостоятель­но подписывает альбомные картинки словами и короткими фраза­ми. Продолжается и работа с магнитной азбукой. Ребенок постепен­но может выкладывать фразы из нескольких слов. Можно играть следующим образом: взрослый составляет начало фразы, а ребенок ее заканчивает. Например, педагог выкладывает из магнитной аз­буки: «Колобок был круглый...», а ребенок заканчивает: «... и малень­кий». Или: «Лиса была рыжая...», а ребенок завершает: «... ихитрая». Взрослый при этом всячески помогает ребенку Сможет подсказать букву, поучаствовать в ее поиске).

Мы продолжаем развивать и графические навыки ребенка: ри­суем вместе с ним палочки, овалы, кружочки, линии, подписываем рисунки печатными буквами. Кроме того, мы упражняемся в штри­ховке предметов, складываем из палочек фигурки. Обычно на этом этапе работы ребенок уже лучше владеет своей рукой; линии, кото­рые он проводит, получаются более плавными, «мягкими».

Каждый педагог и родитель может дополнить и творчески развить предложенный вариант освоения с аутичным ребёнком школьных навыков. главное помнить, что для успешного обучения таких детей необходимы учёт их собственных интересов, отсутствие принуждения, соблюдение принципа: от общего – к частному, от целого – к части».



Четвертый этап
Данный этап предполагает освоение навыков письма и счета. Ранее полученные ребенком навыки теперь закрепляются. Усложня­ется материал для чтения, выкладывания слов, фраз. Ребенок сам выбирает книгу, может задавать вопросы по содержанию текста. Одновременно появляются два новых вида работы: 1) освоение про­писей; 2) обучение счету. [/b]
Рейтинг:  +16
mona1lusya
11 февраля 2012 года 10 392 13
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Развитие ребёнка часть третья
  Я напоминаю что в предыдущих постах я писала что учила читать двоих детей. И результат есть у обоих моя дочь заканчивает гимназию и не плохо, хотя мне как маме хотелось бы лучше, но до сих пор не любит читать. И Серёжа мой племянник которому 8 лет ходит в школу учиться хорошо, учиться уже третий год в музыкальной школе... Читать полностью
 


Дневник группы "Детская":



Комментарии:

11 февраля 2012 года
+1
черт, я вторую часть пропустила Пошла читать. Мила, и снова спасибо

11 февраля 2012 года
0
пожайлуста кстати на фото Наш Серёжа

11 февраля 2012 года
+1
Известная методика) Иностранный с детками учат примерно так же, по картинкам с надписями)

11 февраля 2012 года
+1
о, про иностранный - у нас в семье два языка - мой и мужа он с ней часто болтает на своем, его родственники тоже, она (дочке 1 год 8 мес) и на том, и на том начинает говорить уже

11 февраля 2012 года
0
обучение иностранному языку это хорошо но дома лучше говорить на том языке на котором не говорят на улице.потому что тот язык на котором говорят все ребёнок выучить просто придётся,а тот на котором говорят дома он не слышит в окружающем окружении и будте готовы к тому что потом он не захочет говорить на втором языке который слышит редко.Так случилось у моей подруги которая вышла замуж за швейцарца и забрала свою 5 летнюю дочь,и на начальном этапе они начали усиленно учить её немецкому,так вот она отказывается сейчас в !1 лет категорически говорить по русски хотя до 5 лет жила с бабушкой и разговаривала только на русском.

11 февраля 2012 года
+1
Да известная но берут за обучение куча денег или необходимо купить книгу когда её можно найти бесплатно и работать

11 февраля 2012 года
+1
ну проще отвести крошу в супер-пупер популярный цент развития, чем самим заниматься...

11 февраля 2012 года
+1
я согласна конечно это проще но к сожелению не у всех есть такая возможность и не всегда в этом даже виноват денежный вопрос

11 февраля 2012 года
+1
mona1lusya пишет:
не всегда в этом даже виноват денежный вопрос
вот именно

11 февраля 2012 года
0

11 февраля 2012 года
+1
Интересно, спасибо, Мила)) У нас дома была такая простая методика. Был старый словарь русского языка с картинками. Слово - картинка, толстенный Там и глаголы и прилагательное и т.д. Доча сама по этому словарю научилась читать в 4 года. Потом мы его потеряли. И скажу, мне очень понравилось, что ребёнок сам думал и понял, я только подсказывала, когда она спрашивала То же было и с английским в картинках, шла в первый класс, зная более 100 англ. слов. Моя любимая учительница когда-то всё время говорила: главное, чтобы вы научились учиться. Запали в душу многие её слова

11 февраля 2012 года
+1
Славуня я всегда говорю кто хочет найдёт тысячу причин чтоб сделать ,а кто не хочет тысячу причин чтоб не делать

11 февраля 2012 года
0


Оставить свой комментарий
B i "