Посты полезны каждому из нас, потому что организм наш «зашлакован» чужеродными веществами, вдыхаемыми с загрязненным воздухом, нитратами, солями тяжелых металлов, пестицидами, лекарственными средствами. В период поста мы питаемся растительной пищей, а именно она способствует связыванию и выведению токсичных веществ из организма.
Пища, которую вы начинаете употреблять, производит мягкое, щадящее воздействие на функцию эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем.
Она должна быть слегка недосоленной, овощи необходимо употреблять в сыром, полувареном и вареном виде. Исключаются животные жиры, вводятся растительные.
Что можно есть в пост? Хлеб (грубого помола), кроме сдобы; каши, сваренные на воде, без сливочного масла; овощи, фрукты, в том числе сушеные, орехи, грибы.
Подобное питание способствует выведению холестерина и других веществ, вызывающих атеросклероз.
Благотворно посты сказываются на функции почек, мочевыделительной системы. Из организма выделяется большое количество отходов питания животным белком: мочевина, мочевая кислота.
Конечно, многим выполнение постов покажется трудным. Но начинать необходимо постепенно. Прежде всего с воздержания от животной пищи, не исключая ее из рациона, то есть применять обычный пост. В этот период едят все, кроме мяса. Особенно полезен такой тип питания в летне-осенний период — в период наличия овощей и фруктов. Мясоедам трудно полностью отказаться от мяса. Вначале сократите потребление его до одного раза в день, заменяя рыбой, птицей, яйцами и творогом.
Пост благоприятен для здоровья еще и потому, что разумное воздержание вообще полезно для человеческого организма, а неумеренность в питании — причина многих болезней. Церковь позаботилась и облегчает тяготы поста для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом. Духовный писатель XX века Н. Е. Пестов пишет: «В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет. Например, откажется от всяких развлечений, от сладостей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу. Если же христианин по старости или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то он может хотя бы несколько ограничить ее в постные дни...» Из вышесказанного очевидно, что истощение организма чуждо православному пониманию поста. Чтобы пост служил укреплению здоровья, мало лишь отказа от «тяжелой» для пищеварения пищи — мяса, жиров. Нужно исключить злоупотребления — пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей. Важна сбалансированность питания и разнообразность его, употребление достаточного количества витаминов и, в первую очередь, в свежих овощах и фруктах. Но главное — не должно быть перееданий. Человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить — об этой простой истине напоминает пост.
И все-таки, главная цель поста — нравственно возвысить человека, а не заставить его голодать, отказываясь от некоторых видов пищи. Телесное очищение должно сочетаться со смягчением нрава и преображением души. Пост — это подвиг милосердия и любви.
Святой Иоанн Златоуст в одной из своих бесед на Святую четыредесятницу о посте писал: «Что пользы, когда мы проводим пост без добрых Дел? Если скажет иной: "Я постился всю четыредесятницу", — ты скажи: "Я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее..." Для мореходов нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря; но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь... Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, и будет с нами постоянная от него польза...».
«Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления» — так записано в церковном богослужении.