В народе каждый день Масленицы имел свое название. Вся неделя делилась на два периода: Узкая Масленица (первые три дня) и Широкая Масленица (последние четыре дня). В первые дни масляной недели можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались. Главным атрибутом Масленицы были блины и народные гуляния. Между плодородием Земли и созданием семейной пары (рождением детей) проводились связи, поэтому обряды Масленицы уделяют внимание и новому урожаю, и отношениям в семье. Также в это время популярно было свататься, чтобы сразу после Великого поста сыграть свадьбу.
Начинается Масленица с понедельника, который имеет название Встреча. В этот день обустраивались снежные горы и качели для народных гуляний. В зажиточных семьях начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим, на помин усопших. Дети мастерили соломенную куклу, которая символизировала Масленицу, и наряжали ее в старые одежды. Именно дети начинали праздник: катания с горок, пение песен в домах и т. д. Взрослые присоединялись к гуляниям с середины недели.
Вторник (Заигрыш) считался днем молодоженов. Так как после Крещения в деревнях игрались свадьбы, то теперь все семейные молодые пары, у которых недавно гуляли на свадьбе, должны были скатиться с горы. В этот день продолжалось угощение блинами – в гости звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечены – просим жаловать». Парни и девушки в эти дни присматривались друг к другу, а те, кто выбор сделал, устраивали смотрины невесты.
В среду (Лакомки) тещи приглашали к себе на блины зятьев, таким образом, теща демонстрировала свое расположение к мужу дочери. В дом приглашались и другие гости. Молодые в этот день одевались так, как они были одеты на свадьбу. Неженатые парни и незамужние девушки катались с горок. Парнями, которым в этом году «не повезло», так как они не успели жениться, вся деревня придумывала шуточные «наказания», от которых те откупались блинами и конфетами.
В четверг (Разгуляй) праздник набирал полную силу. Устраивались кулачные бои, взятие снежных городков, катание на лошадях, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Смысл игрищ, как и всей Масленицы, – выплеснуть накопившуюся за зиму негативную энергию и решить различные конфликты между людьми. Деревенские жители могли в этот день наряжаться как угодно. А чучело Масленицы, усаженное на кол, поднимали на гору, чтобы его было всем видно.
В четверг вечером зять лично приглашал тещу на блины в пятницу (Тещины вечерки). Она в ответ на приглашение присылала все, что необходимо было для выпечки блинов: кадушку для теста, сковороды, а тесть передавал – мешок муки и масло. Пекла блины дочь. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к ней и её близким.
В субботу (Золовкины посиделки или Проводы) молодая невестка приглашала всех родных к себе. В этот же день могли прощаться с Масленицей (в некоторых деревнях чучело сжигалось в воскресенье) – чучело Масленицы на носилках выносили из деревни, давали ему блин и с песнями «хоронили», устраивая большой костер и сжигая ее в нем. Веселье продолжалось и вокруг костра. В костер могли бросить остатки праздничной еды, старые корзины, веники, колеса, бочки и т. д. Пепел разбрасывался по полям.
Кульминацией Масленицы было Прощеное воскресенье. В завершении праздника люди просили друг у друга прощения со словами: «Прости меня, пожалуйста, если я в чем-то виноват перед тобой», ответ должен был быть таков: «Бог простит». В этот день прощались все обиды. Было принято ходить на кладбище и оставлять на могилах блины.
Символика Масленицы
На дни Масленицы приходится начало нового цикла, новой весны, а в дальнейшем и нового урожая (получение новых результатов). Праздник Масленицы – заключительная фаза зимы, дальше следовал Великий Пост – время разгрузки и начало нового процесса.
Главной ролью праздника Масленицы было очищение и освобождение от всего старого. Сожжение чучела Масленицы освобождало место от старого, отжившего, обветшавшего, дряхлого, «умершего» для нового, молодого, лучшего мира. А кулачные бои, возможно, обновляли организмы мужчин, через выход негативных эмоций и потерю крови.
О символике блинов, которые пекутся в эту неделю, бытует два мнения: одно утверждает, что блин по форме и цвету напоминает солнце. Поэтому пекли их для того, чтобы призвать хороший урожай и богатый приплод, показать солнцу свою веру в его силы и получить от него тепло. Другое мнение, о том, что блин – поминальное блюдо: им поминали усопших, а также бросали в костер, принося в жертву как символ будущего плодородия.