Получайте пользу от ваших врагов!
Шопенгауэр, Спиноза, Будда... Великие мыслители смотрели на человеческие отношения довольно парадоксально. И даже предлагали нам ценить тех, кто обычно раздражает нас больше всего! Освобождение от клише в шести уроках.
Хорошо бы можно было любить всех! А если бы все любили нас, было бы еще лучше! Но наши мечты – это одно, а реальность человеческих отношений – совсем другое: за улыбками и любезностями часто скрыты семена раздора, и сегодняшние друзья могут оказаться будущими врагами. Враги сознательные, то есть те, кто всерьез желает нам зла и ищет способ навредить, к счастью, встречаются довольно редко. Но недругов много: это все, кто нам противоречит, провоцирует или игнорирует нас, а иногда, даже сам того не желая, портит нам жизнь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что со времен Античности до наших дней философы непрестанно рассуждали о том, как нам трудно жить с другими, именно потому, что они «другие». Когда червяк уже проник в яблоко и не друг сидит за соседним столом на работе или живет с нами под одной крышей, мы просто вынуждены общаться с ним. Как тут быть? Признать раз и навсегда, что невозможно нравиться всем. А главное – осознать, что для саморазвития можно использовать даже те проблемы, которые создают нам эти «другие». Вот шесть «философских» наставлений, позволяющих извлечь пользу из самых неприятных знакомств.
Артур Шопенгауэр:
«Друзья говорят, что они искренни; враги искренни на самом деле»
Кто для нас более полезен? Друзья, которые никогда ни в чем нас не упрекают, – или те, кто не упускает случая высказать нам правду в глаза? Выдавая нам приукрашенный образ нас самих, друзья культивируют наши недостатки и дурные привычки и часто способствуют их укреплению. Зато от своих врагов мы можем принимать критику с благодарностью, потому что они наглядно показывают нам наши недостатки и при этом стимулируют наши нейроны. Тогда мы получаем возможность не просто принимать, но еще и ценить критику. «Противные моим взглядам суждения не оскорбляют и не угнетают меня, а только возбуждают и дают толчок моим умственным силам», – напоминает нам Мишель Монтень в «Опытах» (Эксмо, 2007). Особенно если вместо того, чтобы любой ценой настаивать на своей точке зрения (рискуя в итоге начать говорить глупости), мы постараемся найти веские аргументы... и при этом будем учитывать доводы другого.
Об этом:
Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости» (Азбука-классика, 2007).
Монтень цитирует Платона:
«Если что-нибудь по-моему не здорово, то не потому ли, что это я нездоров? Не сам ли я в этом виноват? Нельзя ли мой упрек обратить против меня самого?»
Поскольку мы неспособны отступить на шаг и посмотреть на себя со стороны, мы не можем увидеть себя такими, как есть. Единственный способ составить представление о своих недостатках – это использовать недостатки других как предупреждение. Как говорил Шопенгауэр, «тот, кто критикует других, работает над собственным совершенствованием». Смотреть на других, чтобы лучше видеть самого себя, оказывается возможным потому, что в других мы замечаем то, чего не можем – или не хотим – увидеть в себе: это то, что в психоанализе называется проекцией и что еще за триста лет до Фрейда и Юнга понял великий Монтень. Каждое критическое замечание, которое мы делаем другому, – это лампочка, которая загорается на нашем собственном пульте: нужно учесть этот сигнал и воспользоваться им, чтобы проверить, все ли в порядке у нас самих.
[/img]