Уважаемые авторы.
Хорошая литература не может быть только продуктом вдохновения. Во многом успешность и читаемость произведения зависит от умения автора планировать и следовать своему плану до конца.
Определите, к какому типу принадлежит главный герой вашего рассказа (типы могут быть чистые или смешанные):
мужские типы
-) мудрец (эксперт в чем-либо, часто со странностями)
-) воин (мужественный, справедливый)
-) авантюрист (искатель приключений, эгоист)
-) босс (главарь, требующий подчинения)
-) бунтарь (хулиган с сентиментальным сердцем)
-) милашка (актёр, манипулятор)
-) друг (надёжный, верный)
-) одиночка (нелюдим, раним)
женские типы
-) королева (высокомерная, знающая себе цену, решительная)
-) куртизанка (цинична, сексуально привлекательна, манипуляторша)
-) "свой парень" (простодушная, добрая, всегда готова помочь)
-) золушка (наивна, мила, беззащитна)
-) отличница (дотошна, умна, скептична)
-) авантюристка (девушка без тормозов, фантазёрка, ветренна)
-) львица (целеустремлённа, решительна, яростна, дело важнее личной
жизни)
-) сестра милосердия (поддержит в трудную минуту, исцелит, даст
совет)
Составьте досье на главного героя вашего рассказа по следующей схеме:
1) имя или прозвище
2) возраст
3) внешность (пол, раса, особенности телосложения, черты лица)
4) профессия (как и чем зарабатывает) и социальное положение, происхождение
5) особенности речи
6) особенности характера
7) особенности поведения (темперамент, привычки, жесты, мимика)
8) где живёт, как выглядит его жилище
9) как одевается
10) что и как ест
11) отношения с противоположным полом
12) цель в жизни
Советы: постарайтесь, чтобы ваш герой не был картонным штампом (например, длинноногая красавица с бархатной кожей — это штамп), наделите его по возможности особенными запоминающимися чертами
Определитесь с архетипом сюжета (логическая последовательность действий героев).
Путешествие — герой отправляется в путь или возвращается домой. Цель пути — найти что-то или кого-то. По пути герой встречает разных людей и справляется с разными проблемами и ситуациями.
Преследование — герой ловит кого-то или кто-то ловит героя. При этом как правило на кону чья-то жизнь.
Спасение — герой жертва несправедливости. Он должен сам или с помощью других спастись или выбраться из сложной ситуации.
Вендетта — герой должен покарать обидчиков.
Загадка — основа сюжета — разгадывание головоломок, ответы на которые жизненно важны для героя.
Противостояние — противоборство равных или неравных сил, во втором случае в слабой позиции должен быть герой, но выйти победителем.
Взросление — герой взрослеет физически и морально.
Искушение — основа сюжета — чувства героя. Чаще порочные, я которыми герой борется.
Преображение — превращение отрицательного героя в положительного.
Любовь — описание счастливой или несчастной любви в развитии.
Жертвеность — романтический герой жертвует собой ради идеалов.
Разложение — описание деградации героя.
Открытие — герой познаёт мир, открывает для себя истину.
Влёт или падение — описание стремительного возвышения или стремительного падения героя.
Исходя из выбранного типа сюжета определите конфликт, который будет двигать сюжет и диктовать логику поведения героя.
Конфликт — это противостояние героя кому-то или чему-то.
Виды конфликтов:
-) главный герой против другого персонажа
-) главный герой против стихии
-) главный герой против общества (устоев, обычаев...)
-) главный герой против техники или сверхъестественного
-) главные герой против самого себя
Исходя из сюжета и главного конфликта, определитесь с второстепенными персонажами рассказа (не более двух, иначе рассказ размажется и будет слишком длиным). Кратко опишите этих персонажей.
В художественной литературе выработалась определённая схема построения сюжета, основанная на законах восприятия человеческой психики. Если ваш рассказ не впишется в эту схему, текст получится "манной кашей".
Конспективно опишите каждый элемент сюжета рассказа, на каждый элемент по 1-2 предложению.
Элементы сюжета:
1) экспозиция — описание места, времени действия и действующих персонажей (может быть в начале рассказа или в середине).
2) предзнаменование — намёки, предвещающие дальнейшее развитие сюжета.
3) завязка — событие или появление персонажа, которые провоцируют развитие главного конфликта
4) конфликт — противостояние героя кому-то или чему-то
5) нарастающее действие — цепочка событий, берущая начало от конфликта
6) кризис — пик конфликта, когда противостоящие стороны встречаются лицом к лицу.
7) кульминация — результат кризиса. Это самый интересный кусок текста.
8) нисходящее действие — череда событий, ведущая к развязке.
9) развязка — конфликт разрешается, герой либо остаётся у разбитого корыта, либо достигает цели.
Постарайтесь, чтобы завязка заняла по объёму не больше 1\4 всего текста, кульминация была в последнем (предпоследнем) абзаце, а развязку идеально оставить на последние предложения.
Советы авторам:
-) в коротком рассказе не должно быть более двух точек зрения (точка зрения — то чьими глазами читатель смотрит на происходящее в тексте)
Точка зрения автора: "серому волку очень хотелось есть, но он испугался стука топоров". Позволяет свободно рассказывать обо всех событиях и чувствах героев, потому что автор знает заранее что и с кем произойдёт. Но этот приём ограничивает читательскую фантазию и лишает читателя возможности сопереживать.
Точка зрения героя от первого лица: "я шла по лесу к бабушке и вдруг встретила серого волка". Автор рассказывает о том, что происходило или происходит якобы с ним самим. Ограничивает описанием только того, что происходит с героем напрямую. Описания других персонажей ограничивается только описанием внешних проявлений и действий, не позволяет влезть им в душу и описать, что они думают. Читателю проще сопереживать такому герою, потому что нет всезнайки автора, навязывающего свою точку зрения и оценки.
Внутренняя точка зрения — всё происходящее описывается глазами персонажа. Всё что надо рассказать о внешности, характере или причинах поведения героя, должно быть сказано самим героем или описано через его поступки, через восприятие героя другими персонажами. Например, если автор хочет описать его внешность, это нужно сделать так, словно героя увидел другой персонаж (и обратить внимание на те детали, которые важны для этого персонажа — если это девушка, она обратит внимание на фигуру юноши, если это мужчина — обратит внимание на оружие и так далее). Если надо пояснить причины поступков — использовать диалог героя с другим персонажем, в котором герой рассказывает историю о себе.
В этом способе очень много плюсов, читатель сопереживает герою, проживает с ним историю, этот способ позволяет избавиться от лишних описаний и пояснений, делает текст динамичным и похожим на киноленту.
Важно научиться описывать действия героев без глаголов типа "подумал", "услышал", "увидел", почувствовал" и так далее. Потому что эти глаголы характерны для "точки зрения автора".
Пример: "Он выглянул в дверь и заметил прячущегося в кустах врага" — авторская отстранённая позиция. "Он выглянул в дверь — в кустах прятался враг" — позиция внутренняя от лица героя. (Герой и так знает что он врага увидел, это пояснение лишнее)
точка зрения от второго лица — автор словно ведёт экскурсию. "Ты входишь в лабиринт и видишь...". Не даёт никакой фантазии, автор всё решил вместо героя и вместо читателя.
точка зрения от третьего лица — только внешнее описание, без внутрених переживаний. То есть словно автор сторонний наблюдатель и просто делает репортаж с места событий. Здесь уместны глаголы " повернулся, сел, упал", но не уместны "ощутил, подумал".
-) описывайте действия героя по схеме "чувства(ощущения)-> рефлекс -> рациональное действие и\или речь"
Он увидел врага, вскинул лук, прицелился и спустил тетиву. "Получи, гад!"
Работаем над диалогами
Вот перечень наиболее частых ошибок:
- затянутость
Слишком длинный диалог воспринимается с трудом. Разбавляйте такие длинные диалоги описанием переживаний и чувств героев. Особенно плохо, если длинный диалог из коротких предложений. Читатель засыпает.
- бессодержательность и повторы одной и той же мысли
Автору надо помнить, что в литературе любая часть текста должна играть на весь сюжет и не может быть ничего случайного и лишнего. Поэтому крайне важно не засорять диалог лишними фразами, без которых можно обойтись. Пустой диалог скучен.
- неестественность
Диалог должен быть написан ровно так, как он звучал бы в реальной жизни между этими героями. Зачастую авторы придают словам героев излишнюю правильность и литературность, приукрашают разговорную речь. Это делает диалог искусственным.
Также в реальной жизни люди очень редко называют в разговоре друг друга по именам.
- несоответствие ситуации
Начинающие аторы часто пытаются вложить в уста героев философские рассуждения в самых неподходящих моментах — например во время дуэли или борьбы противники вдруг начинают спорить длинными предложениями о зле и добре. В пылу драки герой говорить должен коротко. А наедине с любимой — красивыми длинными фразами.
- перебор или однотипность атрибуции
Часто авторы пытаются к каждой фразе привязать пояснение, кто именно это сказал. Достаточно только к первым фразам собеседников дать пояснение, кто это произнёс, а дальше по обмену фразами уже будет понятно кому принадлежат следующие слова.
- штампы и "говорящие" глаголы
Начинающие авторы переберщивают со штампами и ярлыками, набившими оскомину: "зловеще усмехнулся", "глаза налились кровью", "душераздирающий крик", "злорадно оскалился", "надменно посмотрел" и тому подобное... Сцена должна говорить сама за себя, а не комментарий автора.
- передача акцента через транскрипцию
Лучше пояснить, что герой картавит и дальше писать его слова нормально, чем пытаться передать его искажённую речь по принципу транскрипции. Это только осложнит читателю задачу по восприятию текста, глаза будут цепляться за непривычные места в написании слов.
- пересказ
Когда в диалоге начинают пересказывать слова третьего лица или пересказывать то, что герои уже и так знают — это выглядит несуразно. В реальной жизни вряд ли вы станете в подробностях рассказывать своему приятелю случай, случившийся с вами двумя вчера. Или не станете пространно рассказывать о истории города, если собеседник это уже знает.
Это часто используют авторы, чтобы ввести читателя в курс дела. Но для подобных пояснений надо найти другую форму.
работаем с темпом текста
Большинстко начинающих писателей сталкивается с проблемой темпа произведения.
Быстрый темп характерен для жанровых произведений (боевик, любовный роман, фантастика, детектив), медленный -- для интеллектуальной прозы
Если темп время от времени не замедляется, читатель перестает в полной мере испытывать нужные эмоции. Он просто устает.
Если же не подбрасывать дровишек в развитие сюжета, книга начинает казаться тягомотной.
Именно поэтому мастера используют прием "вдох-выдох": сцена с быстрым темпом чередуется с медленной сценой.
Приемы, помогающие убыстрить темп
Действие (драки, погони и т. п.).
Загадка, которую очень хочется разрешить (так называемые "зацепки". Например, когда в разгар дебатов в суде адвокат вызывает свидетеля, появления которого никто не ожидал). Диалоги, когда герои обмениваются краткими репликам, показывающими действие и реакцию на него.
Короткие главы или сцены: если читатель видит, что глава короткая, это автоматически убыстряет темп.
Быстрая смена событий
Пересказ: история дается не в режиме реального времени, а как перечисление событий.
Слова с ярко выраженной динамикой, резкими шумовыми эффектами и т. п: "броситься", "лязгнуть", "оборвать" и пр.
Приемы, помогающие замедлить темп
Описания внешности, природы и пр.
Флэш-бэк (рассказ о событиях, которые случились до текущей сцены)
Внутренние монологи
Описание реакции героя на те или иные события. Например, сначала дается картина погони, а потом -- реакция героя на то, что произошло.
Авторские отступления
Препятствия на пути к цели: герой не сразу достигает того, чего хочет.
Слова вроде "застыл", "задумался", "неохотно", "с ленцой", "сонный" и пр.
Тест на проблемы с динамикой:
1. Флэш-бэк не должен перевешивать по объему соседние сцены. Особенно в начале.
2. Убрать из диалогов все, что не относится к делу.
3. Проверить, начинается ли "самое интересное" с самого начала. Если нет, сделать так, чтобы начиналось.
4. Проверить, не скомкан ли конец. Очень часто, чуя приближение финала, автор невольно убыстряет темп.
5. Длина предложений должна чередоваться. Одинаковая конструкция коротких предложений не только убивает мелодику текста, но и тормозит все действие.
6. Убрать все ненужные переходы -- от главы к главе, от сцены к сцене.
7. Убрать все лирические отступления, написанные только ради аллегории, красоты рассвета, полноты чувств и введения читателя в нужное настроение.
Снежный ком.
Пробовали ли Вы хоть раз писать стихи или прозу?
Опрос завершен.
Да, в детстве
0
(0%)
Да, пишу
3
(75%)
Никогда
1
(25%)
Нет, это глупость
0
(0%)
Иногда
0
(0%)
Всего проголосовало: 4
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
|
|
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal
|
|
Как это будет выглядеть?
Лучше уж читать буду ваши произведения