Офисный фольклор, несомненно, переживает золотую пору своего развития, и в многообразии проявлений не уступает тому же школьному или производственному фольклору. Путей развития для устного офисного творчества много: сплетни трансформируются в легенды, речи начальника в настоящие баллады или былины, дни рождения приносят за собой образчики поздравительной поэзии. А сотрудники, в зависимости от деяний, выглядят как положительные или отрицательные герои.
Однако главным персонажем, разумеется, является никто иной, как любимейший, единственный и неповторимый Начальник.
В древности народ поэтизировал царя, в школе мы все обсуждали классных руководителей. В пору взрослого бытия необходимость мифологизации власть имущих также никуда не пропала.
Вспомним советскую нетленку «Служебный роман». В большом статистическом учреждении представителей самых разных должностей объединяла общая «любовь» к строгой и серьёзной начальнице, которую «офисный планктон» единодушно окрестил «Наша Мымра». Личная жизнь, привычки и метаморфозы Людмилы Прокофьевны обсуждались с огромным энтузиазмом – как будто более интересной темы просто не существовало. С тех пор прошло не одно десятилетие, но, согласитесь, фильм этот мы по-прежнему смотрим с глубоким пониманием и чувством сопричастности. И пускай работаем мы уже далеко не в советских статистических учреждениях, и «кофточки в жуткие розочки» не носим, отношение к начальству по-прежнему сходное: мы продолжаем мифологизировать жизненный путь и поведение наших местных божеств.
Этот процесс вплотную связан с ещё одной обязательной процедурой: подбором и активным употреблением прозвища для любимого начальника.
Попробуйте найти фирму, в которой за спиной директора подчинённые называли бы его Харлампием Сигизмундовичем. В лучшем случае будут называть по фамилии, но скорее всего изобретательный и склонный к чёрному юмору офисный сверхразум выдаст для обязательного употребления какое-нибудь явно язвительное «погоняло»: Кощей, Слоняра, Борода и тому подобное. Можно услышать и какие-нибудь вариации над фамилией шефа. В любом случае относительно директора сотрудники будут вести себя подобно школьным сорванцам: изобретение прозвищ ведь и в самом деле родом из детства.
Почему мы это делаем? Ни в коем случае не из-за неуважения к начальству. Скорее, наоборот. Механизмы наименования шефа подобны тем, что заставляли героев «Гарри Поттера» звать главного злодея Волан-де-Морта «Тем, кого нельзя называть по имени».
Причины – страх, некоторое преклонение и боязнь пробудить лихо, пока оно спит.
Наши боссы обладают властью, правом нас судить и критиковать, наделять нас премиями и лишать их в случае нашей недобросовестности. Отсюда некоторый страх, который вызывает имя начальника. Страх этот нужно укротить, нивелировать, и мы охотно делаем это при помощи чувства юмора. Называя строгого и всё замечающего шефа «Сосиской» (в честь любви к хот-догам) или «Малышом» (из-за небольшой упитанности в стиле Карлсона), мы очеловечиваем его, делаем близким, понятным, доступным и, в каком-то смысле, даже трогательным. Кроме того, таким довольно безобидным способом мы мстим. А ещё (и это немаловажно) табуируем имя начальника. Употребляя прозвище, а не имя-отчество, мы, обсуждая начальство, чувствуем себя в безопасности. Ещё более безопасным было бы и вовсе не обсуждать шефа, но разве можем мы отказаться от такого изысканного, фирменного офисного блюда, как «Сплетни о начальнике»?
Ах да, ещё при помощи прозвищ мы подтверждаем известный закон экономии речевых средств. Имя шефа употребляется в разговорах часто, а потому только подумайте, какое количество времени мы экономим за жизнь, заменяя ФИО шефа его милым прозвищем!
Кстати, по поводу того, что прозвища «милые», я не оговорилась. Ведь кому люди обычно придумывают прозвища? Тем, кого они любят! Родители – драгоценным чадам («Зайчик», «Принцесса», «Хулиган»), влюблённые – своим пассиям («Сокровище», «Рыбка», «Прелесть»).
Вот и мы, изобретая прозвища для начальников, выявляем подспудную, скрытую где-то в дальних глубинах подсознания, свою безмерную любовь к ним
У моего начальника прозвище "дядя Саша" (Александр Викторович) - это когда он в хорошем настроении,
а когда у него сносит крышу, то "Мой Фюрер" (тоже родился 21 апреля)
а у его зама, который также ответственный за гражданскую оборону "Золотой противогаз"
Не догадываетесь, как их прозвища???
Конечно же Шер-хан и Табаки (шакалик)
Либо первые буквы имени и отчества "МП"
Елена Борисовна, так у нее прозвище ЕБ - и этим все сказано