Замечательный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери однажды сказал, что зависть — это дань, которую платит ничтожество достоинству. Точная и выразительная оценка писателя коснулась самой сути этого порока: завистливые люди не умеют радоваться успехам и достижениям других людей. А такая черта характера, действительно, присуща мелочным, недоброжелательным и неудовлетворенным своей собственной жизнью личностям.
Зависть – чувство однозначно разрушительное, хотя в ряде статей вы можете встретить мнение, что она служит стимулом для завистника. Мол, страдая от зависти, он будет пытаться «догнать и перегнать» всех, кто хоть ненамного опередил его в жизни. Но с этим трудно согласиться: те люди, которые равняются на лидеров и которые стремятся тоже достичь каких-то вершин в своей жизни, уверены в своих силах и априори не могут быть завистливыми людьми. Почему? Давайте разберемся с понятием «зависть».
Что такое «зависть»?
Откроем для начала «Большой психологический словарь»: он определяет зависть как чувство досады, которое вызывается чужими успехами. Причем в крайних своих формах зависть превращается в злобу и ненависть.
В «Словаре по конфликтологии» Давлетчиной С. Б. зависть определяется, как чувство неприязни к более успешным людям с желанием причинить вред (!) объекту зависти.
Автор Зорин В. в своем толковом словаре «Евразийская мудрость от А до Я» считает зависть разновидностью страданий, которые испытывает мелочный и недалекий человек при виде чужих успехов.
В «Новой философской энциклопедии» зависть определяется как чувство горечи и досады от чужих преимуществ, причем это чувство сопровождается у завистника желанием лишить «счастливца» всех благ.
«Критический словарь психоанализа» Ч. Райкрофта трактует зависть, как недоброжелательное отношение ко всем, кто оказался более удачливым.
А вот знаменитый голландский философ Спиноза рассмотрел зависть даже в двух ее взаимосвязанных проявлениях – как неудовольствие от чужого счастья и как удовольствие от чужого несчастья.
Несколько слов о «белой» и «черной» зависти
Итак, основной акцент в переживаниях завистника делается многими авторами на негативизме, агрессии и неумении радоваться за других. Те же авторы, которые настаивают на стимулирующем эффекте зависти, выделяют два ее вида – простую («белую») зависть и агрессивную («черную») зависть. И стимуляцию они увязывают с «белой» завистью.
Возникает вопрос – что такое «белая зависть» и оправдано ли, вообще, введение такого понятия? Под «белой завистью» авторами понимается чувство восхищения другим человеком и стремление сравняться с ним в положении, материальных благах и т.д. Но «восхищение» и «зависть» — чувства принципиально несовместимые! Или мы восхищаемся кем-то, или мы ему завидуем, т.е. болезненно реагируем на его победы и злорадствуем от каждой его неудачи.
Поэтому наша позиция однозначна: не бывает «белой» и «черной» зависти, существует только один вид этого человеческого порока, и выражается он самыми низменными чувствами и отвратительными внешними проявлениями. Ослепленный своими эмоциями, завистник порой доходит до абсурда: завидует пособию по инвалидности соседа, роскошному памятнику коллеге по работе и т.п. И уж, конечно, ни о каком развитии, успехах и победах завистливых людей говорить не приходится — они слишком заняты постоянным подсчетом чужих благ.
Можно ли побороть свою зависть?
Преподобный оптинский старец иеросхимонах Амвросий говорил, что зависть зловредна, душевредна и зложелательна. И средствами от этой «немощи духовной» он считал молитву, смиренное признание своего порока на исповеди и стремление не говорить ничего плохого о том человеке, на которого направлена зависть. По мнению старца, строгое соблюдение этих трех «средств» постепенно «исцелит» человека от «завистливой немощи».
Зависть, действительно, «душевредна»: завидуя ближнему, человек разрушает сам себя, страдая из-за чужих успехов. Зацикливаясь на своей ненависти, завистливые люди наносят непоправимый вред собственному здоровью, а главное – они останавливаются в своем развитии: вместо того, чтобы двигаться вперед, ставя себе цели и добиваясь их, завистники растрачивают свою жизнь на неприязнь,
досаду и злобу ко всем, чья жизнь кажется им удачливее. Поэтому, конечно же, с завистью, как и с любым пороком, следует бороться.
Но как это сделать? Прежде всего, завистник должен честно признаться самому себе в своем пороке и осознать всю его неприглядность. Ему надо научиться радоваться тому, чем он сам обладает на сегодняшний день. И, наконец, завистник должен заставить себя действовать, чтобы достичь большего.
К сожалению, жизнь доказывает, что за редкими исключениями, по-настоящему завистливые люди неисправимы: они будут продолжать сжигать себя изнутри злобой, но никогда не признаются в том, что несправедливы к окружающим. Поэтому главное, чтобы вы сами не реагировали на чью-то зависть, не расстраивались и не принимали ее близко к сердцу. Раз вам завидуют – значит, вы чего-то в этой жизни стоите! Так что, давайте рассматривать чужую зависть как своеобразное признание наших успехов и побед!
Замечательный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери однажды сказал, что зависть — это дань, которую платит ничтожество достоинству. Точная и выразительная оценка писателя коснулась самой сути этого порока: завистливые люди не умеют радоваться успехам и достижениям других людей...
Читать полностью