Человек за себя взялся. Сел на диету. Что-то исключил совсем, что-то ограничил, отказался от ужина. И поначалу все пошло довольно не плохо. Он теряет 500-700 граммов в день и уже подсчитывает, как скоро он избавится от десяти или двадцати лишних килограммов.
Но, выраженный результат первых дней сидения на диете – это не только расход жира. Здесь еще и опережающее выведение воды и повышенный расход белковых тканей.
Жидкость в организме связана с солями и с углеводами (гликогеном, животным крахмалом). При соблюдении полуголодной диеты, да плюс еще и бедной солями, в течение первых 3-4 дней человек выделяет до трех литров воды. И это не совсем хорошо. Соли и жидкость участвуют в поддержании артериальнеого давления. При таком опрежающем выведении воды давление может резко снижаться вплоть до обмороков.
Белки при полуголодных диетах расходуются тоже закономерно. Организм не может получить из жира все, что ему необходимо для жизни. Белок же постоянно разрушается, и для поддержания нормальной жизнедеятельности все время необходимо строить новый. Но в организме нет запаса белков. Взять их можно либо из пищи, либо из уже существующих клеток – мышечных, кожных, клеток печени и так далее. И иногда люди идут на сооблюдение столь жестких диет, что расход белка у них вполне сопоставим с расходом жира – килограмм жира – семьсот-восемьсот граммов мышечных тканей. Кстати, чем меньше масса мышц, тем меньше способность организма расходовать жир.
Однако очень скоро темп снижения веса замедляется, а потом и прекращается совсем. Почему? По двум причинам.
Во-первых, в процессе сидения на диете закономерно снижается расход энергии. На 0,1-0,2 градуса снижается температура тела, замедляется пульс, снижается мышечный тонус и двигательная активность. Термин «сидение на диете» оказывается очень точным. Именно «сидение», пребывание в относительном двигательном покое. На большее не хватает ни сил, ни энергии.
Во-вторых, срабатывает обычная человеческая психология. Человек «устает» соблюдать все эти запреты. Ему очень хочется именно то, что он себе запретил. Ему очень хочется есть именно после шести вечера. Перед сном мысли о еде приобретают характер навязчивых.
И, человек, видя, что вес все равно не снижается, начинает потихонечку нарушать режим. Мысли, которые его при этом посещают, многим худеющим хорошо известны: «Я безвольный, я слабый, я никогда не добьюсь ничего в этой жизни». И клятвы с завтрашнего дня опять за себя взяться… И так далее, пока однажды он не сорвется окончательно.
Почему запретив себе какие-то продукты, человек всякий раз срывается? Потому что так устроена наша психика. Ведь запрещаем мы именно то, что больше всего хотим. И чем сильнее хотим, тем сильнее запрещаем. И так далее по кругу.
И кстати, если человек применит такую штучку с похуданием несколько раз за год, то конечная прибавка веса может достигать 10 и более килограммов. Это значительно больше той средней прибавки веса, которая наблюдается у людей, которые просто живут и не думают ни о каком похудении. Там прибавка обычно составляет не более 0,8-1 кг в год.
Замкнутый круг – чем сильнее хотим, тем сильнее запрещаем. Но чем сильнее запрещаем, тем еще сильнее хотим.
Выхода два.
Традиционный – дозапрещаться до срыва, потом сорваться и съесть очень много запретного.
Передовой – перестать запрещать! Не хочешь срывов, не городи запретов!
Война с собой бесперспективна по определению.
Ведь любая война предполагает возможность победы. Когда же мы воюем с собой, кого мы собираемся победить? Себя же! Но пока мы будем наслаждаться победой, как будет себя чувствовать тот второй, которого мы победили? Правильно, он будет испытывать горечь поражения. И получается, что мы одновременно и в победителях и в побежденных. Чертовщина какая-то! Кстати, вопрос этот довольно интересный. Человек морит себя голодом с целью похудеть. Его организм реально чувствуя и вред и опасность этой затеи, не в силах больше терпеть насилие, императивно заставляет человека есть. И человек ест. Плачет и ест. И говорит: «Какой я безвольный, какой я слабый!». А то, что благодаря мудрости своего организма он только что спасся от язвы желудка или от мочекаменной болезни, он не думает. И, получается, радуемся победе, когда надо бы испытывать горечь поражения. И наоборот, печалимся и виним себя в слабостях, когда надо бы радоваться спасению. И воюем.
Пытаясь раз за разом «перебороть себя», и всякий раз срываясь, мы невольно снижаем свою самооценку, начинаем думать о себе как о неудачнике, обреченном влачить жалкое существование. Неуспешность в чем-то одном немедленно распространяется на остальные сферы нашей жизни. И мы, затевая какое-то новое дело, уже подсознательно готовы к неудачам.
Итак, победить себя нельзя. Но похудеть надо. Есть ли из этого противоречия выход?
Да, есть. И этот выход заключается как минимум в сотрудничестве со своим организмом. И главное, какой смысл себя мучить, если это закономерно ведет к прямо противоположному результату? Тогда как, выяснив основные закономерности работы своего организма, условия накопления и расхода жира, довольно просто построить режим, при котором вы не только будете худеть, но еще и получите от этого процесса удовольствие!
Человек за себя взялся. Сел на диету. Что-то исключил совсем, что-то ограничил, отказался от ужина. И поначалу все пошло довольно не плохо. Он теряет 500-700 граммов в день и уже подсчитывает, как скоро он избавится от десяти или двадцати лишних килограммов. Но, выраженный результат первых дней сидения на диете – это не только расход жира...
Читать полностью
Пока нет комментариев.