Мой край – Республика Коми. Твоя красота строга, скромна, не всем понятна с первого взгляда. Ты не врываешься с карнавальной пестротой, буйством красок, насыщенностью и разнообразием южного великолепия, а медленно и вкрадчиво проникаешь в сердце, чтобы остаться там навсегда. И твой мир так трогательно прост, так бесконечно своеобразен, так чуток ко всякому изменению извне…
Я могла бы написать об поистине необычном месте - плато Маньпупунер, вошедшим в почетный список «7 чудес России», уникальном природном памятнике, чье происхождение окутано тайной.
А может быть, об удивительном Печоро-Илычском заповеднике и национальном парке «Югыд Ва» (в переводе с коми – «чистая вода»), чья территория является объектом охраны Всемирного наследия ЮНЕСКО
Или о территориальном знаке «Северный полярный круг», где мы так любим делать памятные снимки.
А может, об одном из самых северных фонтанов, построенном в условиях «вечной мерзлоты».
Или об одном из самых длинных в Европе железнодорожных мостов (1305 м) через реку Усу.
Но все это вы сами можете найти в Интернете. И все-таки, ведь это женский сайт и я поэтому хочу написать о красоте - о природе, о её величии и неповторимости, о нашем северном календаре. Это как «взгляд изнутри». Меняются времена года – зима, весна, лето, осень. И всем известно, вот они – по три месяца на каждый сезон. Так, да не так. Есть чудесный суровый край, который живет независимо от этого календаря. У него свои непреложные законы, своя погода, свой порядок жизни, надиктованный ему Её Величеством Природой.
Декабрь. Природа затихла, как в летаргическом сне. Каждую веточку словно окунули в сахарный сироп, и она застыла, блестя на ледяном солнце. Причудливо и фантастично смотрятся под снежной шапкой кроваво-красные гроздья рябины. Внезапно вырывается в небо всполох полярного сияния – синие и зеленые столбы. И стоишь, задрав голову, замирая от восторга, забыв про трескучий мороз и стегающий по щекам ледяной ветер. Вот оно, полярное чудо, небесный свет, вдохновляющий поэтов на стихи и песни!
Январь. Самые суровые морозы. Воздух кажется тяжелым, словно ртуть, каждый вздох обжигает легкие. Руки на улице не вынуть из рукавиц – сразу закоченеют. Нахохлившиеся воробьи и голуби, обычно затевающие драку из-за найденных на земле крошек, теперь сбились вместе, греются, не слетаются даже на горсть пшена, брошенного чьей-то доброй рукой. Холод, он, как и голод, не тетка…Полярные ночи в самом разгаре – утром темно, слегка светлеет небо только к полудню. Как легкая передышка посередине бесконечной тьмы – короткий полярный день. Вспыхнул – и нет его. Опять ночь, без звезд, без луны, освещаемая только мутными уличными фонарями.
Февраль. Месяц метелей. Ветер свистит, как футбольный рефери, норовит сбить с ног прохожих. Ребятишкам все нипочем, устроили себе забаву – встают на чистый укатанный лед, а ветер, словно радуясь возможности показать свою недюжинную силу, катит их по гладкой, как стол поверхности, подталкивая в спину. За ночь дорожки и тропки переметает так, что утром уже невозможно определить, в каком месте они были. Приходится протаптывать заново, иногда увязая в снегу по пояс.
Март. Это у вас весна. А здесь – мороз, подчас не уступающий январскому. Но дни становятся длинней, небо – выше. Удивительный цвет неба на севере в марте – все оттенки синего и голубого, как палитра художника - импрессиониста. В этот месяц появляется на горизонте солнце, поднимается высоко. Светит, но греть пока не думает, не пришло еще его время. Снег становиться хрустящим и рассыпчатым, как крахмал, блестит алмазно, слепит глаза от этих ярких холодных лучей. Потому на улице многие в темных очках – не дань моде, а суровая необходимость. «Так это ж было прошлой зимой, где-то в марте! – услышать такое можно только здесь, на севере.
Апрель. Сугробы уже не такие высокие и белые. Весна пытается предъявить свои права, но так слабо и неуверенно, тих её голос. Он слышен только в легком шорохе ветра, треньканьи птиц, шуме падающих снежных глыб. Неуловимо меняется природа. Морозы по ночам еще крепки, дают понять, кто здесь хозяин. Но утро, прозрачное, свежее, солнечное, уже намекает на близость весны. И все же далеко еще до настоящего тепла, до тех чарующих дней, которые будоражат ума и сердца поэтов и влюбленных…
Май. Проталины уже широки. Но снега еще много, и местами, где больше тени, чем солнца, он пролежит до самого июня! Из-под прошлогодней порыжелой травы появились маленькие робкие зеленые проростки новой молодой поросли. Первые вестники – цветы мать-и-мачехи, маленькие желтые солнышки. Когда они, как золотистые брызги с неба, появляются повсюду, все вздыхают с облегчением: все, зима позади. И уже ничто, даже внезапно ударившие холода, не переубедят нас в этом!
Июнь. Если в июне не пошел снег, значит, лето удастся на славу. Такая наша местная примета, улыбаются старожилы. Какое ты, северное лето? Короткое, незаметное, стремительное, как взмах крыла полярной совы. Сумасшедшие белые ночи, когда трудно понять – семь часов, это утра или вечера? Сутки слились в одно единое светлое чудо. «Река пошла!» - у всех блестят глаза, когда говорят о ледоходе на Усе. Это целое событие для нашего маленького городка. Интересно посмотреть, как неспешно покидает свой трон зима, уносит мутным бурным потоком её ледяное войско. Уходи, не задерживайся. А то скоро зацветет белокурая черемуха, и вновь жди похолодания. Это как последний зимний привет. В вазе на рабочем столе радует глаз букет бешено-желтых одуванчиков, на носу осталась пыльца, как желтая пудра. Смешно…
Июль. В одно мгновение все вокруг становиться зеленым. Вчера еще природа, словно чувствуя, что будет краток этот миг тепла и света, поспешила зацвести, зазеленеть, подставить солнцу свои ветви, наполнить листья живительной энергией. Новость номер один – на болотах морошка поспела! Наше богатство, кладезь витаминов, северная малина, медовая ягода – вот сколько у неё названий. Июль – северная жара, июль – ромашковая пора. Можно даже загореть, если выгадать такой жаркий денек и пойти на речку. Самые отчаянные лезут в воду, потом выскакивают оттуда вприпрыжку, дрожа и чертыхаясь.
Август. «Ешь чернику – глаз будет соколиный»- твердит мама. Поела. Губы и руки стали синими, как будто пролила чернила. Люди ходят разморенные внезапным несеверным зноем, одуревшие от аромата распустившегося клевера, этот сладковатый дурман окутывает весь город. На севере сложней переносить жару, вокруг болота и их влажные испарения создают ощущение тяжелого и густого воздуха. Кажется, что не кончится этот душный, благоухающий угар. Но внимательный взгляд – и вот он, первый звоночек, предательский желтый листик на березе в палисаднике. Время подводить итоги – лето было короткое, но малоснежное…
Сентябрь. В каком месяце созревает клубника? В июне, вопрос-то для первоклашек. Не угадали. Только сейчас на дачных участках начинают алеть душистые ягодки-сердечки. Зато сентябрь - это рай грибника. А лес, вон он, рукой подать. Наберешь корзину подосиновиков, или, как мы их тут называем, красноголовиков. Идешь по городу усталый, но довольный и ловишь на себе восхищенные и завистливые взгляды более ленивых горожан. Повсюду пунцовеют россыпи бархатного иван-чая, красота неописуемая. Колышущееся пурпурное море. И дожди, дожди, дожди, и нет им конца…
Октябрь. Береза зазолотилась, осина побагровела. Народ потянулся за клюквой. Рассыпались на болоте рубиновые бусины ягод, не поклонившись в пояс - ягоды не возьмешь, потому как растет у самой земли, на тонюсенькой ниточке-ножке. «На Возее отцвел иван-чай, значит, кончилось теплое лето» Слова этой песни - в самую точку. Полетел по городу его белый пух, напоминающий тополиный – это генеральная репетиция снегопада. Скоро, скоро упадет он на наш притихший в ожидании зимнего чуда городок.
Ноябрь. Снега уже намело по колено. Дорога – сплошной каток, идешь по ней - и сердце замирает. Пошла по городу шутка: «В гололед количество культурных людей резко сокращается», намекая на крепкое словцо, вырвавшееся у брякнувшегося посреди скользкой дороги горожанина. Последний одинокий рыже-бронзовый листочек цепляется из последних сил за ветку, но миг - и его уносит свинцовый ветер. Прощай, и до следующей весны!
А напоследок вот что. Роскошный шелковый сарафан, сшитый на заказ, провисел в этом году в дальнем углу шкафа, так и не дождавшись своего часа. «На севере всегда зима! Даже летом!» - в сердцах высказалась подруга. Удивительно точное замечание.