( по материалам Ивана Краснова и Стефана Верковича)
Наузы или узлы это один из самых обычных и простых способов волхования наших предков. Традиция навязывать узлы берет своё начало с древнейших времен, когда наши предки только заселяли Евразию, расселяясь с утонувшего материка Даарии, то уже тогда они использовали ритуалы завязывания узлов для влияния на силы стихий. Например о наузах упоминается в обрядовых песнях славян помаков собранных С. Верковичем в Болгарии. Он пишет: «В древние времена, в каждом селе весной, когда только прилетят ласточки, собирались девять девушек, наряжались и ходили от двора ко двору, и повязывали детишкам на правую руку одну белую и одну красную, вместе свитые нити, для того чтобы скорее минула лютая зима снежна, и лето с весной явились спешно. Считалось, что ласточки чтобы приблизить приход Лета летали в Край – землю на Древнюю прародину славян затонувший материк (Даарию), где в былые времена Солнце грело и палило, и за горизонт не заходило (до катастрофы и потопления материка Даариии ось земли не имела наклона в 23 градуса, как сейчас и поэтому на северном полюсе солнце не заходило круглый год). И там наши предки дважды в год на поле выходили, два раза на год сеяли и жали да виноград собирали (климат в те древние времена был на севере теплым, археологи до сих пор находят там окаменевшие остатки пальм). Поэтому вспоминая те славные времена славяне подняв свою десную руку, хвалу Богам и предкам воздавали и им жертву посвящали и обязательно в огонь белый цветок, укропицу бросали (так как согласно преданий он был ими принесен на Евроазиатский континент с древней Даарии). А те, у кого были детушки, обязаны были свивать белу нить и червоную и привязывать чадам на руку, на десницу, чтоб быть уже теперь лету да весне. Этим действием как бы связывали слабеющую силу зимы, приговаривая: «Ведь это не белая нить и червонная, это есть маренка, (в честь Мары нареченная). Пришла она с Края – земли, и ты зима теперь уходи ». И как только увидят ласточку, девушки ходили от двора ко двору и отвязывали с рук детей нити, и несли их в сад, под камень, возле него клали душистый цветок, называемый укроп, этот цветок брала мать ребёнка и его бросала в еду, которая готовилась к трапезе. И вот эти то древние ритуалы славян, использующие силу узлов дошли и до наших времен.
«Одним из самых обычных способов передачи волшебной силы были наузы или узлы» –пишет известный историк Н. Костомаров. Волхвы наговаривая над завязываемыми узлами определенные образы, придавали им силу предохранять от разных несчастий, а потом отдавали науз желающему.
Многие приходили к волхвам и ведунам и брали от них наузы для предохранения от всякого рода опасностей. Как видно из дошедших до нас замолвлений наузы давались от влияния злых чародеев и от зломыслия врагов вообще: «Завяжи боже Род злому колдуну и колдунье и всякому злодею и убийце на чадо божье (имя речется) зла не мыслить». От этого старинного верования во всемогущество наузов в нашем языке даже остались выражения: « Я завязал» в смысле прекратил, преградил и такое как «завязать узелок на память». Это особенно видно в малороссийском языке, в выражениях в роде следующих: «Завязанный свит! Мини як завязано!» (т.е. не удается). Из сказанного выше видно, что наузы давались не столько для того чтобы сообщить человеку какую ни будь силу, а давались для того чтобы предохранить его от враждебного действия и уничтожить противную силу. Поэтому чаще всего наузы давались против болезней, не как лекарство, а как предохранительное средство. Считалось, что болезни происходили от злых духов и их прогоняли заговорами, завязывали наузами и отписывали письменами, которые давали носить больным. Кроме этого волхвы и ведуны советовали купаться в реках и озерах во время грозы и в новолуние, умываться с серебра, а потом встречать молодой месяц.
Обширная практика и огромный опыт народной медицины и волхования дают нам и сегодня уверенность, что практическое применение узлов, веревок нитей и лент не исчерпало себя для практического применения в повседневной жизни и современного человека, так как информационная сила в узлах заключена не малая. Поэтому рассмотрим применение наузов подробнее.
НОШЕНИЕ
Наузы носили на руках, ногах, на поясе, на голове, на груди. Кроме собственно наузов на шею подвешивались амулеты, обереги, и украшения. Круг который образовывал науз вокруг тела символизировал связь человека с абсолютом, Всевышним богом, а замкнутые друг на друге круглые или овальные звенья цепи содержали энергетику передаваемую богами покровителями рода и предками. Отчасти сила науза подпитывалась и энергией солнца, чьим символом тоже является круг.
Не всякая нить подходит для наузов. Важен материал, из которого она сделана. Для простой нити брали дикую коноплю или крапиву. Часто использовались кожаные шнурки, металлические цепочки, красные шерстяные нити, шелковые нити и т.д.. Нить прялась левой рукой и прясть её лучше в ночь на Купалу, стоя на пороге. Причем нить должна быть изготовлена в течении одних суток.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАУЗОВ
Народная традиция считает, что науз может иметь одну или более привесок, надеваемых и носимых на шее. Привески эти в старину по большей части были травами, кореньями, кусочками дерева, фигурками из метала. Кроме этих оберегов в наузы завязывали и различные снадобья (уголь, соль, серу, крылья летучих мышей, змеиные головы и кожу, хвосты ящериц), которым люди приписывали магическую силу, наряду с настоящими действенными оберегами — древесиной, камнями, корнями и листьями трав и т. п. Обереги и амулеты защищали и лечили от различных болезней и бед. Компоненты, используемые в наузах, менялись, «смотря по роду немощи». Наши предки были уверены, что наузы — могущественный предохранительный амулет против демонов, колдунов, порчи, сглаза, болезней. Завязывая узлы науза, они «прикрепляли к себе здравие». Итак, мы знаем, что наузы — старинный, незаслуженно забытый русский народный метод борьбы с напастями и способ защититься от беды. В основе науза лежит понятие о чем-то завязанном, таким образом, можно сказать, что он состоит из двух частей — охранительной, или лечебной составляющей, и внешней составляющей, например тряпицы, в которую завязывается оберег. При помощи своих узлов науз усиливает магическую силу оберега, завязанного в него. Ведь узёл несет огромную энергетику. Защитный символизм узлов основан на отпугивании злых духов. При изготовлении науза то, для кого вы его делаете — для себя или для близкого вам человека, принципиального значения не имеет. Самое главное — ваша добрая воля, ваша душевная сила, вложенные в науз при его создании. Даже если вы сделаете что-то не так, к примеру, изобразите на дереве не совсем правильный символ солнца, ваша энергетика и ваша вера подправят неточности. С другой стороны, если вы совершенно не верите в то, что делаете, то, очевидно, и энергетика созданного вами науза будет низкой.
Мы рассмотрим три наиболее распространенных вида наузов. Условно их можно разделить на две группы —науз без «наполнителя-оберега» и два науза с «наполнителями». Вы можете положить в науз фигурку серебряного дельфина и веточку зверобоя или добавить к этому дубовую дощечку с выжженным на ней знаком солнца. Особенных запретов в компоновке оберегов и амулетов в наузе не существует, однако помните — их не должно быть слишком много. Ведь силу свою они черпают первоначально от вас: когда вы делаете их своим оберегом, вы должны вложить в них частичку свой энергии. Кроме того, силу свою они черпают в вашем доверии к ним. Если вы доверяете оберегу — он помогает вам, если же вы подвешиваете себе на шею тридцать разных веточек, корешков, фигурок и символов, значит, вы не очень-то верите в них! А раз так, то и действие всех тридцати будет меньше, чем у одного, которому вы полностью доверяете.
Для изготовления первого вида науза нам потребуется кожаный ремешок или веревка длиной около 1 метра. Это будет самый простой науз, состоящий только из узлов. Наметьте середину ремешка и начинайте в этом месте завязывать узел. Можете вязать узел любой конфигурации — важна не форма, а важна ваша энергетика, передаваемая узлу, важно то, о чем вы думаете. Завязывая первый узел, повторяйте про себя цель, с которой вы это делаете. Например, если вы хотите, чтобы вас не мучили стрессы, повторяйте: «Пусть узел этот не даст стрессам и духовной слабости никакой власти надо мною!» Форма выражения мысли опять-таки не принципиальна, главное, чтобы она была четко сформулирована, понятна вам самим. Обратите внимание! Цель эта должна быть природно, естественно вам необходима — то есть должна вытекать из ваших природных потребностей. Если вы будете стремиться к здоровью и сбережению от зла, науз вам поможет. Если же вы пожелаете дом на Канарских островах — не обессудьте, если помощи не дождетесь. Итак, вы навязали узел посередине вашего ремешка или веревочки. Теперь навязываем второй и третий узлы поверх него, приговаривая или продумывая то же, что и в начале. Когда три узла, навязанных один на другой, готовы, можно считать и сам науз законченным. Однако вы можете навязать еще два узла — слева и справа от основного, на одинаковом расстоянии. Назначение этих узлов должно быть отличным от назначения главного! Самое главное — не переусердствовать, не распылить свои силы. Не надо вязать десятки узлов на все случаи жизни — лучше всего выберете три основные напасти, против которых вы хотели бы оберечься. Сделайте один большой центральный узел, состоящий из трех узелков— против самой значимой, напасти— и два маленьких — против бед поменьше.
Для другого вида науза нам понадобится квадратный лоскуток материи — лучше всего
подходит лен или кожа, Длина стороны квадрата должна быть от 15 до 20 см. Размер зависит
в основном от того; что вы собираетесь завязывать в науз. Естественно, лучше если оберег
или амулет, который вы будете носить в наузе, будет округлым и не очень тяжелым. Носить на шее что-нибудь тяжелое и угловатое очень неудобно. Положите выбранный вами оберег в центр
тряпочки или кусочка кожи, подумайте еще раз над теми задачами, которые он должен выполнять Сформулируйте эти задачи как можно точнее и проще. Потом поднимите углы лоскутка так, чтобы получился мешочек, обвяжите этот мешочек веревкой или кожаным шнурком. При этом думайте о чем-нибудь светлом и возвышенном. Вы должны полностью сконцентрироваться на процессе завязывания и мыслях о прекрасном, добром, вечном — ведь вы заряжаете свой науз положительной энергией, которая будет потом вас охранять и помогать вам. Если не получается сосредоточиться, если в голову лезут посторонние мысли о проблемах на работе, соседе-алкоголике, о том, что сын снова принес из школы двойку, вам стоит отложить изготовление науза. Отдохните некоторое время, может быть, должно пройти несколько дней до того момента, когда вы сможете вновь приступить к изготовлению науза. Науз сам даст вам знать, когда вы сможете его сделать. Вы просто почувствуете, что именно сейчас вы готовы вложить в него максимум позитивных эмоций, любви и добра. Если вы почувствуете это — ваш науз будет особенно могучим помощником и защитником.
Лучше всего будет, если вы станете носить науз на том же ремешке, которым вы его завязали, поэтому ремешок для этих целей выбирайте довольно длинный. Вообще, длина шнурка зависит от того, для каких целей вы носите науз: обычно его носят на уровне сердца, но если скажем, вы хотите, что бы он помог вам от какого-нибудь заболевания легких или бронхов — астмы, пневмонии и т. п., тогда его будет целесообразно разместить непосредственно рядом с проблемным участком. Естественно, длина шнурка зависит и от того, для кого вы делаете науз: тут уж никаких советов быть не может — вам самим надо смотреть. То ли науз будет носить ваша трехлетняя дочка, то ли друг детства, ставший недавно чемпионом России по штанге.
Третий вид наузов на Руси также назывался ладанкой. Для того чтобы его сделать, возьмите небольшой мешочек, в который вы положите оберег. Опять-таки рекомендуется брать мешочки из льна или кожи, ведь эти материалы наиболее соответствуют нашей северной славянской энергетике. Мешочек вы можете украсить вышивкой в которой будет использована магическая сила нити и обережных орнаментов. Это сделает ваш науз сильнее. При завязывании мешочка-ладанки придерживайтесь тех же инструкций, что и в предыдущем случае, — думайте о добре и целях с которыми вы делаете науз. Узлов на наузе не должно быть слишком много, чтобы не распылять магическую энергию. Существует мнение, что при изготовлении науза необходимо пришептывать различные специальные заговоры. А что делать в том случае, если вы таких заговоров не знаете? Ничего страшного, существует заговор общего вида, который помогает при работе с узлами, делает их вашими надежными помощниками. Этот заговор -можно найти во многих старых книгах, он действует во всех ситуациях, когда вы завязываете узлы, не только в наузах. Вот этот заговор: «Завяжи боже Род злому колдуну и колдунье и всякому злодею и убийце на чадо божье (имя речется) зла не мыслить»
Этот заговор можно видоизменять по вашему желанию: если вы делаете науз от болезней, больше внимания в заговоре уделите просьбам уберечь от болезней, если делаете науз от сглаза — развейте мысль о дурном глазе и защите от него. Кроме того, можно добавить, что заговор — лишь устная внешняя форма зарядки науза вашей доброй энергией. Если вы что-то не сказали или сказали не так, как написано, то ничего в этом страшного нет — основную роль играют ваши мысли, ваше биополе, ваша вера. Вы можете сделать несколько наузов, можете сделать их для себя и друзей. Самое главное при этом — помнить, что создание науза не процесс конвейерного изготовления какой-нибудь бижутерии, хотя и красиво сделанный науз может быть украшением. В науз вы вкладываете частичку себя, на настоящий науз вы тратите много сил. Сделать следующий науз у вас, вероятно, получится не раньше чем через месяц. Подождите, восстановите свою энергию, обдумайте хорошенько, для кого и для каких целей вы будете делать следующий науз.
ПИСЬМЕННОСТЬ
Миром правит информация и завязанные узлы несли в себе информацию, вкладываемую в них волхвом, они были символами и поэтому играли важную роль в различных областях человеческой жизни. Наиболее ярко это подтверждается тем, что у многих народов узлы заменяли письменность. Так называемое узелковое письмо было довольно широко распространенно среди народов, информация записывалась с помощью узлов на шнуре, который потом сматывался в клубок. Вспомним знаменитые «Песни птицы Гамаюн» изданные Б. Кресенем, где каждая глава это клубок. А в Прибалтике узелковым письмом пользовались ещё в ХХ веке. В музеях Литвы можно и сейчас увидеть клубки с узлами и связки разноцветных ниток с рецептами народной медицины. Отсюда и пошло выражение завязать узелок на память.
МАТЬ И ЧАДО.
По древним поверьям, когда человек только приходит в наш мир, то различные силы сразу же начинают бороться за владение его телом и душой, поэтому с наузами славяне сталкивались с самого детства. Матери брали от волхвов чародейные узлы и навязывали их на детей приговаривая при этом замолвления и поплевывая через плечо на землю отгоняя тем темные силы. Этот древний обычай описан в нашей старой летописи в повествовании о князе чародейнике Всеславе, которого мать даже родила при помощи волхования. Ему после рождения волхвы навязали науз на голову и он носил его всю жизнь. Влиянию этого чародейного узла, приписывалась его удачливость, воинственность и неуязвимость. Существовал целый ряд правил, которые необходимо выполнять женщине чтобы роды прошли успешно и будущий ребенок был здоров. Беременные женщины носили подвешенную на теле дольку чеснока, веточку девесила или вербы. На шею часто подвешивали в качестве науза мешочек с корой дуба, чтобы ребенок уже в утробе матери становился крепким как дуб. Также на шее носили ладанки с солью или каменные амулеты, использовали скорлупу ореха которую завязывали в узел в углу первой пеленки. Такая пеленка могла хранится всю жизнь.
Когда начинались роды, женщине расплетали косы, снимали кольца, развязывали все узлы на одежде и на домашних предметах, расстегивали все застежки, открывали двери, отпирали все замки, а с кастрюль снимали крышки. Облегчали роды используя различные наузы которые клали на живот роженице. После появления ребенка на свет повитуха, перерезав пуповину, завязывала её узлом. Пупок перевязывали красной ниткой, чаше шерстяной (отец Александр говорит что к нити приплетали дополнительно волос отца и матери). Обычно пуповину хранили в высушенном виде в доме, а когда ребенок достигал определенного возраста, ему давали пуповину чтобы он её развязал (чтоб развязать свой ум и способности), потом её прятали опять. Если ребенок часто болел то мать развязывала узел на пуповине и лила через неё воду смывая все болезни и напасти. На кроватку повязывали красную нитку чтобы защитить от сглаза. При наступлении после родовых судорог, ребенка связывали: девочку веревкой взятой от телки; мальчика веревкой взятой от телка. Если ребенок начинал хиреть по непонятной причине ему связывали ноги нитью изготовленной в этом же доме, шли на перекресток и садились там с ребенком на руках. Первому же прохожему предлагали освободить ребенка от пут, а вместе с ними от болезней.
ЛЕЧЕНИЕ
Нарушение кровообращения
Берется несколько красных шерстяных ниток, которые повязываются на запястьях и на лодыжках больного, они не дают крови застаиваться и гонят её по организму, восстанавливая нормальное кровообращение, а на грудь можно дополнительно повесить на тесемке завязанный в тряпочку лечебный корень(для определенной болезни свой корень).
Бородавки
Для этого берут суровую нитку, на ней навязывают столько узлов, сколько имеется бородавок, над этими узлами читают заклинание типичное для всех заговоров. Нить повязывают поверх бородавок, а затем снимают и закапывают в землю. Когда нить сгниет, бородавки отвалятся.
Алкоголизм
Для того, чтобы помочь страждующему, следует найти на дороге, по которой ходит больной, веревку, но можно взять шнурок из его ботинка (кроссовка, туфель). Потом завязывается эта веревка концами в середину (три узла один на другой). Затем эту веревку (шнурок) намочить спиртом (водкой) и положить на раскаленную сковороду (сковорода стоит на огне, концы шнурка так же расположены в середину круга). Когда веревка загорится, нужно три раза повторить: « Так как вервь завязана, так бы и чаду божьему (имя) был завязан всякий вид пьянства мысленного и возможного. Ныне и присно и от века до века. Тако бысть, тако еси, тако буди». После того, как веревка полностью сгорит, ее пепел полностью растворяют в какой- ни будь жидкости ( но ни в коем случае не в алкоголе) и дают выпить больному. Казаки иногда не дают сгореть нитке до конца, и подпаленный остаток носят, намотав на запястье.
В ОБИХОДЕ
Покидая дом, человек полагался на силу обережных узоров вышитых на его одежде, полных заклинательных знаков. Совершенно особенную очень значимую роль играли наузы которые человек носил на шее, подвешивал на руки. В качестве обережного предмета для науза использовались совершенно различные вещи. Например фигурки ключа символизировали достаток, фигурки ложки – сытость, топорика – благосклонность Перуна и т.д.
Древние славяне вокруг своего ночлега очерчивали ножом или мечом круг, через который нечистая сила не могла проникнуть, а от ядовитых змей по кругу ложилась плеть пропитанная конским потом на конце которой был завязан узел.
Перед свадьбой на невесту надевают сеть на голое тело, а потом снимают и передают жениху. С одной стороны это оберегает девушку, уже вышедшею из под опеки родительского рода и ещё не попавшую под защиту Рода жениха от дурных взглядов и от ворожбы. С другой стороны, когда сеть со своими узлами снимается, девушка становится готовой к рождению детей, при снятии узлов роды проходят легче.
УПРАВЛЕНИЕ СТИХИЯМИ
По поверьям приморских народов при помощи узлов можно влиять на ветер. На островах северной Европы моряки выходя в море покупали у старух ведуний пучки «хороших ветров», связанные в узел обрезки веревок, над которыми произнесено определенное заклинание. Если развязать первый узел подует легкий ветерок, если развязать второй на волю вырвется сильный шквалистый ветер, а третий узел заключает в себе шторм и ураган.
ВОИНЫ
Кольчуга – рубаха, сплетенная мастером бронником из множества мелких колечек, знакома многим народам. Ей приписывалась магическая сила, которая была связана тоже с плетением узлов. Кроме того в кольчуге могли иметься слабые звенья, которые определялись волхвами и для укрепления их повязывали тонкой синей или красной нитью. При изготовлении доспехов мастер бронник произносил различные заговоры узлов.
В старину узлы навязывали на оружие и этим придавали ему твердость и способность уничтожать силу противного оружия. В средние века рыцари повязывали себе на копья шарфы своих дам.
Для завязывания стрелы использовались тоненькие ниточки с крохотными узелками, чтобы они не могли помещать полету стрелы. Например, английский герой Робин Гуд чтобы победить королевских стрелков перед состязанием повязал свою стрелу зеленой нитью. Славяне считали что меткость лука можно было обеспечить, поминая своих богов во время завязывания узлов на самом луке.
О силе веры в действие которое оказывают наузы на оружие мы можем увидеть из такого старинного заговора : «Завяжу я во славу Перуна по пяти узлов на моем оружии пусть хранят они меня от всякого стрельца немирного, неверного, ограждают от его пищалей и луков и всякого ратного оружия. Вы, узлы заградите стрельцам все пути и дороги, замкните все их пищали, спутайте все их луки, повяжите всё их ратное оружие. В моих узлах вся сила могучая. Ныне и присно и от века до века. Тако бысть, тако еси, тако буди». На этом основании верили, что некоторые из ратных людей умели так навязывать оружие, что и их самих не брали ни пуля ни сабля.
Такое мнение существовало и сохранилось в предании о Стеньке Разине. По мнению народа, казачий атаман прибег к помощи старых ведунов, живших в казачьем коше, и они завязали ему самому саблю так, чтоб она всегда в бою другие сабли побеждала, а чтоб его не брала ни вражья пуля, ни стрела, ни сабля.
Кроме узлов, завязанных на оружии немалое значение в жизни воинов всегда играли и собственно наузы. Их защитные свойства проявлялись вовремя сражений также как и в мирное время. Кроме обычных наузов для воинов создавались и специальные. Оберегом для воинов уходящих в поход, служила щепоть родной земли увязанная в тряпицу или насыпанная в кожаный мешок, который также носили на шее, и этот оберег делал его неуязвимым. В ладанки могли зашивать серебренные монетки, бумажки с заговорами и т.д.
ЛЮБОВЬ
Недаром сохранилось у нас и выражение «любовные узы», то есть супруги оказываются связанными прочными энергетическими связями через различные обряды. Если родители хотят чтобы их дети поженились, то они связывают их пуповины и хранят вместе. Также известна широко и роль волос поэтому, девушка своему избраннику дарила свою бусинку на ремешке, которым он повязывал себе волосы. При обручении над молодой парой волхвом также завязывался узел и молодых заставляли через него перешагнуть, а в дальнейшем этот оберег хранился у родителей. Потому то у нас и сохранилось выражения применяемое к парам которые соединились без благословения родителей и в которых потом происходили семейные скандалы: «Как сами связались, так теперь сами и развязывайтесь».
Источник: welemudr.ucoz.ru/load/nepoznannoe/nauzy/13-1-0-825
Это же праздник Бабы Марты. Его и сейчас болгары празднуют, а бело-красная повязочка зовется мартеничкой. Я тоже всегда своим близким 1 марта вяжу на руки мартеницы.
Спасибо!