От живописи к истории

Как я уже писала, мое изчение живописи началось с картин Айвазовского, и благодаря моей лени или неорганизованности, так далеко и не продувинулось. 2 недели(звучит внушительно, хотя на самом деле изучение прозходило не каждый день), я знакомилась с творчеством своего любимого художника и даже в закромах отыскала набор открыток с репродукциями еще советсвких времен. И среди них наткнулась на картину, которая вызвала в памяти небольшую страницу нашей истории. Картина называется "Бриг Беркурий"





А вот историю про этот корабль впервые я прочла в художественной книге детского писателя Крапивина, которые страстно описывал море и искусстно вплетал в страницы своих книг рассказы об исторической славе моряков. Ну а вспомнив это, я решила обратиться к исторической справке и поделиться ею с вами. И вот что у меня получилось:

" Бриг «Меркурий» был заложен 28 февраля 1819 года в Севастополе и спущен на воду через год 7 мая 1820 года. Его строил кораблестроитель Иван Яковлевич Осьминкин. Это был однопалубный корабль длиной 29,6 метра, шириной 9,4 метра. В качестве основного материала использовался крымский дуб. Нос корабля украшала фигура бога Меркурия, покровителя торговли, дорог и путешественников. Вооружение брига составляли 18 24-х фунтовые карронад и 2 легкие пушки. Экипаж состоял из 113 человек, в том числе 4 офицеров. Во время русско-турецкой войны 12 мая 1829 года отряду из трех кораблей, в составе фрегата «Штандарт» и бригов «Орфей» и «Меркурий», было поручено провести разведку у входа в пролив Босфор.
14 мая отряд столкнулся с турецкой эскадрой, в составе 13 кораблей. Командир отряда принял решение разойтись разными курсами и уйти по одиночке, чтобы хоть один корабль дошел до главных сил флота.
Более быстроходные «Штандарт» и «Орфей» оторвались от неприятеля и вскоре скрылись за горизонтом. «Меркурий», значительно уступавший им в скорости, уходил на норд-норд-вест. Чтобы увеличить скорость командир брига Александр Иванович Казарский приказал использовать весла. Но это не помогло. Два турецких корабля приближались.
Это были: 110-пушечный трехдечный корабль капудан-паши (адмирала) «Селеме» и 74-пушечный двухдечный корабль реал-бея (контр-адмирала). Таким образом против 20 орудий русского брига были 184 более мощные пушки турецких кораблей.
Казарский собрал совет офицеров, на котором было принято решение принять бой. Последний, из оставшихся в живых офицеров, должен был взорвать корабль - для этого на шпиль около люка в крюйт-камеру положили заряженный пистолет.
Около четырех часов пополудни турецкие корабли подошли совсем близко и стали обстреливать бриг мраморными ядрами.
А. И. Казарский в этом бою мог рассчитывать только на свое искусство управлять кораблем и на меткость канониров. Несмотря на все маневры противника, бриг неизменно занимал такое положение, что турецкие корабли могли стрелять только из носовых орудий. Главную надежду Казарский возлагал на такой выстрел своих канониров, который бы вывел из строя один из кораблей противника. И такой выстрел не заставил себя ждать. Лучший канонир брита Лиенко поразил грот-мачту «Селиме», который лег в дрейф и вышел из боя. Оставался только один корабль, который упорно продолжал преследование.
А затем маленький бриг сам пошел в атаку. Приблизившись к турецкому кораблю на расстояние пистолетного выстрела, он произвел залп, который перебил форс-марса-рей и все паруса фок-мачты рухнули на палубу. Продолжать преследование турецкий корабль уже не мог, и бой, длившийся четыре с половиной часа, закончился.
Бриг был тяжело изранен. Он получил 22 пробоины и около 300 повреждений в снастях. В корпус поступала вода и её приходилось непрерывно откачивать. Но бриг оставался на плаву, а из 114 человек, находившихся на борту, было убито или ранено только 12.
Быстро исправив наиболее серьёзные повреждения, «Меркурий» пошел на соединение с главными силами эскадры, которая уже шла на встречу.
Через 2 месяца был издан царский указ, согласно которому командир корабля А. И. Казарский получил чин капитана второго ранга и звание флигель-адъютанта. Все остальные офицеры получили очередные воинские звания. А. И. Казарский и И. П. Прокопьев были награждены орденом Георгия 4-ой степени, остальные офицеры орденом Владимира 4-ой степени «с бантом», а «низшие чины» все, без исключения, получили Георгиевские кресты.
В память о бое на дворянских гербах офицеров появилось изображение золотого пистолета.
Сам бриг был удостоен кормового флага со «знамением Снятого Великомученика и Победоносца Георгия». Кроме того, было дано распоряжение, чтобы впредь в составе российского флота всегда входил корабль, носящий имя «Память Меркурия». На этом корабле всегда должен быть поднят георгиевский флаг и вымпел.
А. И. Казарский прожил недолго и в 1833 году скоропостижно умер. В его честь в Севастополе на Матросском бульваре в 1834 году был установлен памятник с надписью «Потомству в пример». "

Вот такая история. Кстати, у Айвазовского есть и еще одна картина, где изображен бой Брига с турецкими кораблями.



Вот так, порой наблюдая картинку, вспоминаешь случай описанный в книге, и начинаешь целеноправленные поиски исторических справок. Все в мире взаимосвязано.

Рубрика: Живопись

Рейтинг:  +5
Tanushka 27
19 июня 2012 года 179 2
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru От живописи к истории
Как я уже писала, мое изчение живописи началось с картин Айвазовского, и благодаря моей лени или неорганизованности, так далеко и не продувинулось. 2 недели(звучит внушительно, хотя на самом деле изучение прозходило не каждый день), я знакомилась с творчеством своего любимого художника и даже в закромах отыскала набор открыток с репродукциями еще советсвких времен... Читать полностью
 


Дневник группы "Знание - в действии":



Комментарии:

19 июня 2012 года
0

19 июня 2012 года
0
Интересная история у корабля...


Оставить свой комментарий
B i "