На вопросы отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.
Батюшка, скажите, является ли курение чревоугодием? Как избавиться от этой дурной привычки?
Для ответа на вопрос надо сначала уяснить, что же есть само чревоугодие. Только ли обжорство, смакование пищи. Или же за этим стоит нечто большее, чем просто нарушение элементарного здравого смысла в процессе приема пищи и следующие за этим проблемы со здоровьем и кошельком. Прежде всего это плен и порабощение страсти, служение которой есть служение некоему идолу. Апостол Павел говорит: «Живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8, 8). Так вот любая страсть, которая завладевает человеком, - это тот «идол», за которым стоит его «хозяин», то есть бес. Любая подмена и искажение провоцируется духами злобы для погубления людей. Вот и подменяет дьявол при склонности к этому человека благой дар Создателя, благословленную Им трапезу, на разрушающее здоровье и отделяющее от Бога страстное пленение едой. Все, что сверх меры и не по разуму, то от врага. И наоборот, как в народе говорят: что нам разумно, то Богу приятно.
Что же касательно курения, то здесь схожесть не столько в злоупотреблении неким благом, которое есть от Бога, а в искажении самого замысла использования табака. Еда дарована нам именно для еды, а не для обжорства. Табачное растение Господь создал для чего-то другого во благо человека, но не для курения. Так, из некоторых сортов табака делают лекарство. И извращение, как и злоупотребление, ведет к печальным результатам для человека, как и любой грех. Плоды и того и другого - цепи зависимости от пагубной привычки, завладевшей человеком. Обжора или лакомка не может не есть или не лакомиться, а курящий и того пуще - готов даже отказаться от пищи, только чтобы «покадить» своему «идолу», который цепко держит его в своих объятьях. Держит и химической зависимостью, и, что страшнее, зависимостью духовной. Мнимо угождая себе, утешаясь самооправданиями различного характера, грешник угождает прежде всего поработителю-бесу. Если бы эти пороки не имели бы в себе корень именно духовный, то они бы легко преодолевались с помощью простых приемов или же элементарного медикаментозного лечения. Порой какие-либо тяжелые болезни легче вылечить, чем избавиться от этих греховных зависимостей.
Однажды преподобный Силуан Афонский поучал пришедшего к нему христианина о душевредности табакокурения, а тот никак не мог взять в толк, в чем же вред для него как верующего от табака. И вот преподобный предложил ему помолиться перед тем как закурить. И тот сразу же ощутил в сердце своем несовместимость одного с другим. И старец сказал ему: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать». Итак, Божеское и дьявольское несовместимо, как молитва не может быть совмещена или предварять курение.
Так чревоугодие ли курение? Скорее, это бесоугодие, и тянет это за собой и себялюбие, и сластолюбие, и гордыню, и грех медленного, но верного самоубийства, и даже деторастления, так как детки от нас научаются всему и мы ответим за растлевающее их душу и вредящее их здоровью поведение. А ведь Спаситель предупредил, что горе тому, кто соблазнит одного из малых сих (Мф. 18, 6-7). И в этом смысле сигарета гораздо греховнее порции или даже трех порций, например, мороженого. Хотя и в мороженом надо знать меру. А в сигаретах нет меры, ибо их и вовсе быть не должно в нашей жизни.
Сейчас наступила спасительная пора Великого поста. Дай Бог всем нам с помощью Его победить наши страсти и научиться угождать Ему для нашего же блага, а не себе и дьяволу угождать на погибель своей души. Касательно же борьбы с конкретной страстью курения, то еще в XIX веке великий старец Амвросий Оптинский дал курильщикам такую рекомендацию: «Советую вам употреблять против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедуйтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; и когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет, и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы».
Протоиерей Олег Китов,
г. Самара