Нашла в ЖЖ доктора Ковалькова интересный материал - внимание! Несколько слов о значении приема карнитина в процессе применения методики
Как вы уже знаете, жир может покидать организм человека только двумя путями – с молоком матери и сгорая в митохондриях мышечных клеток при аэробных нагрузках. Если жирные кислоты, попавшие из жировых клеток в кровь, полностью не сгорают при ходьбе, то концентрация их в крови значительно возрастает, и это может привести к общей интоксикации организма, от которой страдают головной мозг, печень и почки. В медицине это состояние называется «голодный кетоз». Жир так просто, без боя, исчезать не желает. Даже напоследок он старается максимально вам навредить.
Для того чтобы с ним безболезненно расстаться, организму придется немного помочь. С этой целью мы и используем абсолютно безобидный препарат L-карнитин. Среди тех, кто в погоне за красивой фигурой надеется на чудо-таблетку, L-карнитин является одной из самых популярных добавок. Отечественный рынок просто завален различными формами карнитина, который предлагается как «супердейственный жиросжигатель» и незаменимое средство при занятиях бодибилдингом и аэробикой. На множестве сайтов можно найти подробное описание механизма действия, обоснование применения и конечно же массу восторженных отзывов потребителей. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся!
Живая клетка все время балансирует между полярными процессами — окисления и восстановления, накопления и распада энергетический емких веществ. В поддержании гомеостаза (постоянства внутренней среды организма) задействованы чувствительные молекулярные сенсоры, которые эффективно улавливают отклонение в ту или иную сторону и «переключают» системы на синтез или на сжигание этих веществ. Одним из таких эффективных сенсоров у нас с вами являются специальные ферменты-киназы - AMPK (AMP-activated protein kinase). Они улавливают энергетический статус клетки и при распаде «клеточного топлива» (АТФ), и увеличении концентрации аденозинмонофосфата (АМФ), активируются, запуская процессы поставки топлива в клетку и одновременно отключая энергоемкие процессы запасания жиров. Усиливается синтез ферментов, необходимых для сжигания жиров, обслуживающих процесс производства энергии, активируются транспортные системы, которые поставляют топливо в энергетические станции клетки — митохондрии.
Во время аэробной физической нагрузки сначала «сжигается» глюкоза, растворенная в крови. Сигнал о нехватке топлива поступает в мозг, который в ответ посылает организму команду: «Начать потребление запасенного в печени гликогена!». Но надолго этой энергии гликогена не хватает: при больших энергозатратах необходимы более серьезные источники. Неприкосновенным запасом топлива для продукции АТФ являются липиды, отложенные в жировой ткани.
Липиды у нас отложены в виде жиров, которые под действием активированного фермента липазы расщепляются на одну молекулу глицерола и три молекулы жирных кислот. Это и называется мобилизацией жиров. Кроме того, липазу активируют еще некоторые гормоны, такие как адреналин и глюкагон. Об их влиянии на процессы жиросжигания мы будем говорить еще не раз. Итак, продукты распада жиров попадают в кровеносное русло. Глицерол задерживается в печени. Когда необходимость в больших энергозатратах прекратится, а уровень глюкозы в крови придет в норму, он вместе с сахарами будет использован для восстановления запасов гликогена. А молекулы жирных кислот поставляются в клетки мышц, где они сгорают, принося колоссальную энергию клеткам и колоссальное облегчение вам.
Надо сказать, что сами по себе жирные кислоты химически инертны, и для того, чтобы они вступили в последующие химические превращения и сгорели, их нужно активизировать. И делает организм это с помощью присоединения к молекуле жирной кислоты так называемого кофермент-А с образованием соединения ацил-коА. Это соединение и является топливом для клетки. Оно способно проникнуть через клеточную мембрану, но не может преодолеть двойную липидную мембрану митохондрии. Здесь в работу вступает хитрый транспортный механизм. На мембране митохондрии есть специальные ворота — плавающие в липидном био слое (белковые глобулы), на которых сидит «проводник» — тот самый карнитин. Он временно прикрепляется к ацил-коА на место КоА и пролезает вместе с ним через ворота.
Внутри митохондрии есть свой КоА, которому первый отдает этот ацил, а сам возвращается наружу. Вся эта громоздкая конструкция называется «карнитиновый шаттл». Обратите внимание: карнитин не мобилизует жиры в жировой ткани, а работает в мышцах, куда жирные кислоты поступили уже после мобилизации. Поэтому сам по себе дополнительный прием карнитина бесполезен. Карнитин необходим лишь в моменты резкого повышения энергопотребления организма при аэробных нагрузках. Очевидно, что когда организм получает достаточно питательных веществ и не тратит их на физические упражнения, все процессы обмена веществ настроены на запасание жиров в жировой ткани. Карнитин в мембране мышечной клетки бездельничает. И употреблять его можно сколько угодно, но к сжиганию жира это не приведет! Чтобы карнитин заработал, необходимо как минимум дать организму сигнал, который бы переключил процессы в жировой ткани из режима хранения липидов в режим сжигания, что привело бы к мобилизации жиров и поставки их в мышечные клетки.
Карнитин был открыт довольно давно, механизм его действия за эти годы изучен обстоятельно, однако регуляция его синтеза и выведения из организма долгое время оставалась не разгаданной. Это привело к появлению спекулятивных теорий о том, что карнитин, предположительно, может являться лимитирующим фактором успешности бета-окисления жирных кислот. Фармацевтические компании, не мешкая, выплеснули на рынок карнитин как «совершенно несомненный стимулятор катаболизма» и биодобавку для спортсменов. И только примерно к 2000 году накопилась масса исследований, которые опровергали лимитирующую роль карнитина в метаболических процессах.
В обычной жизни мы употребляем достаточно карнитина с мясными продуктами, а как только возникает его дефицит, карнитин сразу же синтезируется из аминокислот лизина и метионина. Кстати, большинство белков растительного происхождения, бедны именно метионином. Во время ограничения питания (особенно на первом этапе) мы до минимума ограничиваем употребление полноценного белка. Что влечет за собой нарушение синтеза эндогенного карнитина. В условиях активного поступления жирных кислот в кровь, это может являться лимитирующим фактором нарушающим механизм транспорта жирных кислот через мембрану митохондрий мышечных клеток. Нарушается транспорт – нарушается утилизация, сгорание жирных кислот. И из кровяносного русла они опять возвращаются в адипоциты.
Уровень карнитина в различных тканях организма — величина постоянная, при его избытке он немедленно выводится почками. Например, в плазме крови его концентрация 60 мкмоль на литр, в печени — 900 мкмоль/кг, в мышцах — 40000 мкмоль/кг. Именно поэтому нам необходим дополнительный прием карнитина непосредственно перед аэробными нагрузками.
В арсенале современной медицины имеется целый ряд средств, которые помогают организму в преодолении нежелательных последствий, возникающих на фоне резкого ограничения питания. Но я не сторонник безрассудного применения дополнительных лекарств и БАДов. Только самое необходимое. Обоснованно необходимое!
При применении L-карнитина повышается эффективность окисления жиров во время аэробных нагрузок, что, несомненно, улучшит общее состояние и приведет к оптимальным результатам. Карнитин назначается в дозировке 1500 мг до и 1500 мг после аэробной нагрузки. Всего 3000 мг в сутки. Не пугайтесь этих огромных цифр. В норме карнитин усваивается лишь на 9%, а в дозировках менее 2000 мг он и вовсе бесполезен.
Как вы уже знаете, жир может покидать организм человека только двумя путями – с молоком матери и сгорая в митохондриях мышечных клеток при аэробных нагрузках...
Читать полностью