Дело мастера боится
В прошлом люди сознательно упражнялись в остроумии, сочиняя парадоксы: le bon mot, то есть острота, высоко ценилась в обществе. Завоевать репутацию остроумца означало изрядно упрочить свою репутацию в свете, так что шаркуны в напудренных париках и небезызвестные нам из курса школьной литературы ревнивцы с бакенбардами без устали писали скабрезные эпиграммы на своих врагов, сочиняли о них не самые приличные анекдоты... А также говорили афоризмами. Из всех способов выразить себя этот, безусловно, является одним из самых сложных.
Прав был Антон Павлович, когда писал своему брату о том, что краткость — сестра таланта: почти все афоризмы весьма лаконичны.
И по сей день жанр не утратил актуальности: многие прославившиеся люди, звезды и политики, известны нам сегодня не столько своей деятельностью, сколько меткими высказываниями, оставленными в наследство потомкам.
Тонкая штучка
Афоризмы Коко Шанель — вещи абсолютно дизайнерские, эксклюзивные. В них много парижского шика и изрядно снобизма. Мадемуазель говорила, как кроила и шила, и если она уж что-то сказала, то, будьте уверены, сделала это, как отрезала.
Ее высказывания — это вечная классика, этакий твидовый пиджак или маленькое черное платье, уместное в любой ситуации.
В то же время в них много внутренней свободы: вспомним, что именно Габриэль Шанель избавила женщин от необходимости носить корсет и предложила им свободный силуэт.
Коко вдохновлялась мужской модой и мужским образом жизни, оставаясь при этом женщиной до кончиков ногтей.
Шанель в своих афоризмах безжалостна, бескомпромиссна и мудра.
Что же нам оставила в наследство Мадемуазель, помимо маленького черного платья?
• «Женщина не может быть слишком худой».
• «Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще».
• «Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что вы никогда не делали».
• «Если ты рожден без крыльев, не мешай им расти».
• «Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться».
• «Есть время работать и есть время любить. Никакого другого времени не остается».
• «Каждая женщина имеет тот возраст, который заслуживает».
• «Ваше лицо в 20 лет дано вам природой. Каким оно будет в 50, зависит только от вас».
• «Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины».
«Как денди лондонский одет»
Оскар Уайльд за свою многотрудную жизнь, окончившуюся каторгой, написал немало сказок, пьес, романов, поэм и стихотворений, но широкому читателю запомнился в основном именно афоризмами, к написанию которых относился более чем серьезно:
«Действительность всегда мне видится сквозь дымку из слов. Я пожертвую достоверностью ради удачной фразы и готов поступиться истиной ради хорошего афоризма».
Он блистал в свете и поражал высшее английское общество самыми скандальными выходками, чем немало наслаждался.
О его похождениях вместе с любовником Альфредом Боузи по Лондону ходили легенды. В чем только не обвиняли будущую гей-икону!
Например, Уайльд любил окружать себя красивыми мальчиками-подростками, которых подбирал на улицах, и злые языки приписывали ему тягу к педофилии. Уайльд был только рад поддерживать неприличные слухи о своей персоне, что впоследствии его и погубило.
Он был человеком, во главу угла собственной жизни поставившим то, что поэты Серебряного века называли «жизнетворчество».
Оскар делал произведение искусства из себя самого, ничуть не заботясь о моральной стороне вопроса. Неудивительно, ведь сам великий сибарит и денди говорил:
«Абсурдно делить людей на плохих и хороших. Люди бывают либо обаятельные, либо занудные».
А как он относился к женщинам! Это был просто образчик сексизма, настоящий идеолог отношения к женщинам, как к бессмысленным игрушкам в руках мужчин, которых не стоит воспринимать слишком серьезно. Извиняет Уайльда только очаровательное легкомыслие, с которым он относился ко всему на свете — справедливости ради заметим, что не только к женщинам.
Ради все той же справедливости стоит признать, что Оскар неплохо разбирался в женской природе. Его высказывания обидны, но точны до безобразия.
Афоризмы Уайльда лучше знать как врага — в лицо.
• «
Ничто так не мешает роману, как чувство юмора у женщины или отсутствие его у мужчины».
• «Женщины созданы для того, чтобы их любили, а не для того, чтобы их понимали».
• «Мужчина может быть счастлив с какой угодно женщиной, только если он ее не любит».
• «Не надо стараться понять женщину. Женщины — это картины, а мужчины — загадки. Если вы действительно хотите понять женщину, что, между прочим, всегда бывает довольно опасно, смотрите на нее, но не слушайте ее».
• «Все мужчины — чудовища. Женщинам остается только одно — кормить их получше».
• «“Всегда”! Какое ужасное слово! Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно».
Судьба-шлюха
Фаина Георгиевна Раневская была убийственно остроумна.
Если портниха Шанель колола окружающих булавками, ленивец Уайльд по-барски растекался мыслью по древу, то Фаина Георгиевна была настоящей зенитной установкой, бьющей точно в цель. Немало слабонервных девиц и режиссеров-холериков она довела до настоящих истерических припадков, всласть издеваясь над ними.
Об одной коллеге-актрисе она говорила:
«У этой актрисы жопа висит и болтается, как сумка у гусара».
О другой:
«Болонка в климаксе».
О бездарном с ее точки зрения актере:
«У него голос — будто в цинковое ведро ссыт».
В афоризмах Раневской много от бесстыдства ребенка, который не стесняется спрашивать самые неудобные вещи и точно формулировать то, о чем вообще говорить не принято.
Чего стоит только ее знаменитое высказывание на пороге уборной, в которой она провела немало времени, так что окружающие уже начали беспокоиться:
«Не думала, что в одном человеке может быть столько дерьма!».
У Раневской стоит поучиться искренности и честности перед самим собой. Свои афоризмы она не придумывала специально: знавшие актрису люди говорили, что шутить для нее было чем-то вроде рефлекса.
Смешное получалось непроизвольно: в естественности и заключается главная прелесть афоризмов Раневской.
Кроме того, Фаина Георгиевна умела смеяться над самыми страшными вещами в жизни человека.
Например, над смертью:
«А может быть, поехать в Прибалтику? А если я там умру? Что я буду делать?».
Биография Раневской, написанная ее «эрзац-внуком» Алексеем Щегловым (своих детей у актрисы не было), носит неприглядное, но очень правдивое название «Судьба-шлюха»:
Фаина Георгиевна упорно отказывалась писать мемуары, но признавалась, что в случае согласия назвала бы их именно так.
Судьба Раневской — это судьба одинокой и некрасивой женщины, одаренной гениальностью с избытком и всегда остро чувствовавшей фальшь в окружающих и несовершенство мира в целом. Чувство юмора помогало ей справляться с одиночеством, с отсутствием ролей, с бездарностью окружавших ее режиссеров, с несовершенством управлявших ее страной политиков. Оно делало ее бесстрашной и в чем-то неуязвимой.
Вот, например, как Фаина Георгиевна высказывалась о Ленине, кумире миллионов и вожде народов:
«Когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла — нас ждут большие неприятности».
Раневская, несомненно, была философом, а среди философов — пессимистом, но в отличие, скажем, от Ницше или Шопенгауэра, известных своей мрачностью, не стеснялась присовокуплять к своим высказываниям крепкие словечки:
«Душа — не жопа, высраться не может». Каково?!
У Фаины Георгиевны и в самом деле были поводы для подобного взгляда на мир. Ее афоризмы — горькое лекарство, но удивительным образом они излечивают мизантропию: все-таки в высказываниях Раневской много скрытой доброты и принятия в людях самых отвратительных их черт. Она не пыталась избегать правды жизни, но научилась с ней справляться с помощью остроумия.
•
«Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».
• «Старость — это просто свинство».
• «Старость — это время, когда половина мочи идет на анализы».
• «Оптимизм — это недостаток информации».
• «Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность».
• «Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду».
• «Ну и лица мне попадаются — не лица, а личное оскорбление!»
• «Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка».
Афоризм подобен очень крепкому эспрессо: здесь нет ничего лишнего — ни одной буквы, которую можно было бы при желании убрать. Это предельная и очень бодрящая концентрация мысли.
А еще это редкая способность немногих людей, которых можно смело назвать аристократами духа.
lady.mail.ru
Мне она тоже очень нравиться. Мудрая женщина!
Конечно, Лорик Оно и понятно, кто ж может конкурировать с Фаиной Георгиевной?!
Раневская...это Женщина..именно с большой буквы..неподражаема...самобытна... естественна как воздух, резка как жизнь..я восхищаюсь ею!