Перед вами шпаргалка для начинающего фуд-фотографа, которому дали задание красиво снять разные блюда и напитки, а он не знает, с какого края к этому делу подступиться.
Не бойтесь. По итогам просмотра работ самых популярных фуд-фотографов был составлен список приемов, которыми они пользуются чаще всего. Теперь только у совсем слепо-безрукого ничего не получится. Чуть позже многие из описанных здесь моментов будут раскрыты в отдельных статьях, а пока - вкратце, для самых сообразительных.
Главные приемы:
макросъемка. Фокус на что-то самое вкусное, остальное легкий расфокус
съемка блюда сверху (тарелка на салфетке, рядом приборы)
один объект впереди, остальные - сзади, в расфокусе
Техника:
Выровняйте баланс белого, чтобы белый был именно белым, а не красным, зеленым или синим.
Никогда не используйте встроенную вспышку. Если в помещении темно, нужно озаботиться приобретением осветительных приборов, иначе смысла нет. Можно разворачиваться и уходить.
Естественный свет а-ля «раннее утро» хорош для большинства блюд, но особенно здорово смотрятся при дневном свете завтраки, чай, кофе, сладости.
Моменты:
Следите за тем, чтобы в кадре не было лишних предметов. Крошки или случайно попавшая в кадр затрапезная посуда испортит все.
Если блюдо скучное на вид, добавьте деталей: красивую посуду, зелень, ягодки и т.п.
Светлые прозрачные напитки плохо выглядят белом фоне. Используйте что-то визуально привлекательное как фон для прозрачных напитков. Можно темный фон, также иногда неплохо смотрится, если сзади стоит какая-то еще посуда, подходящая по стилю.
Зелень и цветы почти всегда придают блюду дополнительной привлекательности и свежести.
Овощи и фрукты должны быть свежие, чистые и практически идеальные на вид. Неважно, каково это на самом деле на вкус.
Пицца традиционно снимается сверху, целиком либо с одним отрезанным сегментом (он может лежать на деревянной лопатке).
Cпагетти аппетитнее выглядит, если в наполненную тарелку положить вилку с накрученными на нее спагетти
Вообще столовые приборы, расположенные рядом с блюдом, как бы приглашают к еде. Но они должны быть начищены до блеска и выглядеть нарядно.
Все, теперь можно идти и фотографировать. Выдающимся фуд-фотографом вы, может, и не станете (было бы слишком просто), но шансы снять неплохое фото явно повышаются.
спасибо
если можно, я могу чть позже добавить немного информации по теме - набрела как то на одну интересную статью с советами) Поищу- выложу с вашего позволения.
Вот, нашла материал. правда, не помню откуда его брала (давно это было), поэтому без ссылок и картинок. Общие рекомендации. Много "букоф", но информация может быть полезной тем, кто этим занимается и кому это интересно.
Итак:
10 советов как вкусно снимать еду
Фотография почти любую еду может сделать аппетитной. Профессионалы фуд-съемки используют для этих целей арсенал химикатов: машинное масло, лак для волос, клей, муляжи из пенопласта. Нам же, простым кулинарам, приходится рассчитывать только на свои знания и умения. Как же вкусно сфотографировать свое блюдо? Есть несколько нюансов:
1. Дата/время на фотографии
Эту функцию необходимо отключить в меню фотоаппарата. Вряд ли кого интересует точное время съемки, индекс лишь только засоряет кадр.
2. Вспышка
Если у Вас обычная цифровая камера и/или нет профессиональной вспышки, забудьте про нее. Совсем! Яркий всполох света убивает все аппетитное в еде! Она становится обезличенной, обесцвеченной, плоской и с легким голубым оттенком.
3. Освещение
Наиболее оптимально снимать еду при дневном естественном освещении. Идеально – рядом с окном, которое можно завесить легкой белой занавеской, чтобы рассеять прямой свет. Если снимаете в темное время суток, все равно не пользуйтесь вспышкой. Уж лучше подсветить еду по бокам настольными лампами. Да-да, ради хорошего кадра придется потерпеть некоторые неудобства.
4. Композиция
Продуманная композиция – залог успеха! Вы наверняка листали кулинарные журналы, обратите внимание, как расположено блюдо в кадре, что его окружает. Попробуйте для начала воспроизвести самостоятельно фото из любимого журнала.
5. Чистота кадра
Снимки, на которых помимо еды присутствуют кастрюльки, мобильные телефоны, чьи-то локти, заляпанные стаканы, а иногда даже пол и банки с консервами (!), откровенно удручают. Следите, чтобы в кадр не попадали лишние предметы. Только блюдо и элементы сервировки! Стряхните крошки со скатерти, протрите бокалы и столовые приборы, вытрите капли соуса со стола.
6. Посуда
Избегайте фотографировать блюда на противнях с ракурса «вид сверху». Вы же не едите из формы для запекания. Переложите кусочек на тарелку, совсем необязательно помещать в кадр все Ваше кулинарное творение.
Подойдите серьезно к выбору посуды. В магазинах я обычно покупаю по одной понравившейся тарелочке, исключительно для съемки, а не для еды. С цветочками – для десертов, с барашками – для детских блюд, квадратные – для азиатской кухни. Чаще всего использую нейтральные белые с черным узором.
Если финансы не позволяют покупать много посуды, остановите свой выбор на классической белой тарелке. Некоторые кулинары покупают одну, но красивую и на ней преподносят свои шедевры, так сказать их визитная карточка. Еда должна контрастировать с посудой, выделяться, привлекать внимание, возбуждать аппетит, не быть с ней одного цвета.
7. Сервировка, Аксессуары
Прежде всего, аксессуары не должны отвлекать от Вашего блюда, а наоборот, должны дополнять и сочетаться с ним по цвету. Белая скатерть, салфетница, плетеная корзинка для хлеба, солонка или перечница, красивая свеча, небольшая вазочка со свежими цветами, изящные столовые приборы – главное знать чувство меры и не переборщить. Фантазируйте, украшайте свои блюда, это привлекает внимание!
8. Ракурс
Многострадальный вид «сверху», чтобы все блюдо вошло, это плоско и неинтересно. Его стоит использовать в крайних случаях, чтобы показать, например, красивый узор торта целиком. Сядьте перед фотографируемой тарелкой, посмотрите на нее – вот идеальный ракурс, в котором человек привык воспринимать пищу! А если опуститесь с камерой еще пониже, то еда получится более объемной и интересной. С этого же ракурса лучше фотографировать торт в разрезе. Пробуйте разные позиции, не ограничивайтесь одним кадром, экспериментируйте! У меня обычная фотосессия – 100 кадров, из которых я отбираю максимум 3-4 на мой взгляд удачных.
9. Фокус
Часто блюдо на фотографии получается мутным, не в фокусе, иногда даже непонятно, что сфотографировано. Чтобы избежать этого, не придвигайтесь слишком близко к объекту, лучше воспользуйтесь Zoomом или функцией «Макро» (зависит от фотоаппарата). Практически на всех фотоаппаратах фокус фиксируется. Наведите объектив на блюдо, наполовину нажмите спусковую кнопку, фокус должен зафиксироваться (появится «рамочка/квадратик»), только после этого, не отпуская кнопку, нажмите ее до конца.
10.Изучайте свой фотоаппарат!
Вы даже не подозреваете, на что он способен, если переключить с режима «Авто». Всего одно движение колесика, и Вам доступны замутнение фона, цветокоррекция, яркость и т.д. Используйте программы для обработки Ваших фото.
Слова апертура и диафрагма только поначалу пугают кулинара, так же как макадамия и тандыр – фотографа.
Во первых, давайте разберем, что самое главное в кулинарной съемке?
Заинтересовать зрителя в нашем рецепте, и за неимением вкуса и запаха на фотографии как можно ближе передать содержимое через единственное нами доступное чувство смотрящего - взгляд, и возможно даже больше - показать ему тот же самый банальный салат с такого ракурса, что по картинке он бы подумал что это самый вкусный и неописуемый салат, который он когда либо ел!
Нам нужно создать иллюзию.
Не буду вдаваться в подробности что именно используется профессионалами при фуд-съемке, но скажу лишь одно, те блюда что зачастую вы видете на картинках мало пригодны к еде после фотографирования, так как в бой идут достаточно ядовитые химикаты, начиная от лака для волос для блеска и заканчивая машинным маслом и клеем для придания "кремового" вида.
Но мы конечно же такие вещи использовать не будем, и лишь посмотрим на моменты композиционного оформления
Для более аппетитного вида фотографии обязательно хорошее освещение и чистота кадра. С чистотой вообще в обязательном порядке ассоциировать любой снимок, так как дело в данном случае касается чуть ли самого святого в жизни смотрящего - еды! Мы все очень придирчиво относимся к процессу приготовления, и имеем свои собственные стандарты о том как еда должна смотреться. Вот именно когда вы фотографируете кулинарные шедевры, вам надо ориентироваться на самого придирчивого зрителя, потому что ваш снимок, пусть даже и самого шедеврального рецепта, может быть забракован из-за элементарных отпечатков пальцев на бокале или неаккуратно размазанного по тарелке соуса.
Освещение же на ваших снимках должно казаться дневным или даже утренним, с большим количеством солнца, создавая хорошее радостное настроение. То что вы возможно будете снимать ваше произведение с помощью искусственного света, ламп и дополнительных подсветок пускай останется лично вашим секретом, а зрителю должна быть предоставлена иллюзия солнечного воскресного утра, когда можно расслабиться и позволить себе аппетитный дессерт, пару плюшек или кусок сочного пирога. Что вы не хотите создать в свою очередь в своем кадре, так это впечатление позднего вечера и наедания на ночь.
ПЛАН
Вы должны быть готовы к тому что приготовления к съемке еды возможно займут у вас достаточно времени, поэтому желательно распланировать все заранее чтобы заснять еду уже в только что приготовленном виде, горячую, свежую и только что с плиты, чтобы единственное что вам останется сделать это нажать на затвор и готово.
Место съемки, скажем стол, уже должно быть подготовлено заранее. У вас уже должна быть выстроена задуманная композиция, будь то:
- сервировочная посуда,
- бокалы,
- приборы,
- салфетки,
- подставки,
- задний фон,
- штатив подстроенный на нужный угол и высоту,
- прикрепленная на него камера с нужными настройками,
- свет, лампы, подсвещающие фонарики...
Лучше всего конечно не пренебрегать солнечным светом и использовать его по полной, настолько насколько у вас позволяет ваша погода и расположение дома. Но все равно, чем больше солнечного света, тем натуральнее будет смотреться ваше блюдо, и тем меньше вам прийдется задействовать вспомогающее освещение. А для него вам потребуется переходник и дополнительные настольные лампы, конечно же если вы работаете не в студийных условиях (хотя от этого меньше проводов не становится).
Вот это заснято как и показано, лишь с натуральным освещением, без дополнительного света.
Итак, перед тем как начинать готовить составте план с расчетом на последующую фотосъемку. Поставте стол желательно у окна если снимать будете днем. Приготовте всю нужную посуду, продумайте что у вас будет еще в кадре помимо основного блюда, возможно какие то специи, зелень, фрукты или составляющие блюда, овощи и прочее. Не забудьте про бокалы, столовые приборы, салфетки, подставки. Организуйте на вашем столе все так как будет уже смотреться в кадре. Установите штатив и камеру.
ПОСУДА
Посуда, на которой представлено блюдо, является наверное самым главным элементом в кадре после самой еды. Поэтому детальный подход к данному объекту композиции должен быть предельно внимательным.
Во первых, вы никогда не ошибитесь с белой посудой!
Неважно какое блюдо, первое, второе или десерт, неважно какая цветовая композиция - белый всегда смотрится выйгрышно в фуд-съемке.
Конечно же это не значит что обязательно все должно быть снято на белой посуде. Разноцветная тоже может придать особый шарм композиции, но тут уже надо аккуратнее подбирать и остальные аксессуары в кадре.
Во первых убедитесь что цвет блюда балансируется с цветом посуды, например что это не ярко красный суп и такая же яркая красная тарелка. Слишком ярко кричащий кадр тоже не самое лучшее средство передачи. Если у вас блюдо довольно скучноватого цвета, то не плохая идея добавить в кадре чего то яркого, в этом случае цветная тарелка будет к месту. Ну вот например если у вас скажем каша или суп светло пшеничного цвета, и вы снимете это на белой посуде, плюс белый фон, то аппетит это врядли пробудит. Если вы имеете дело с такого вида блюдами, то обязательно внесите немного цвета, пусть это будет составляющие овощи, например помидоры, перец или даже зелень.
От восприятия цветового баланса зависит большой исход удачного снимка.
Далее если вы используете цветные тарелки, то этот особый цвет должен быть задействован еще где то. Будь то салфетки, или овощи на заднем плане, сок и тд. Обратите внимание как на первых двух кадрах посуда сочетается с салфетками и остальными аксессуарами. На третьем желтая тарелка балансиреутся ярким желтым кувшином на заднем плане, а на четвертом весь набор посуды гармонично смотрится в целом.
Так же как и белая посуда смотрится достаточно выйграшно в кадре, так и квадратные тарелки смотрятся намного удачнее круглых. Это скорей всего вызвано тем что квадрытные углы можно поставить по диагонали и уже этим внести кое какие геометрические моменты в композицию, этим создавая динамику и ритм.
Не бойтесь ставить несколько тарелок под ваше блюдо, это смотрится довольно забавно, и если цветовая композиция хорошо сбалансирована, то у вы можете создать очень интересный кадр. Плюс это позволяет вам чуть повысить угол, с которого вы будете снимать.
Так же обратите внимание на размеры вашей посуды, и в частности тарелок.
Слишком большие размеры очень неудобно снимать, во первых вам прийдется обрезать в кадре часть посуды, и возможно даже само блюдо. Маленькие тарелки намного легче снимать и составлять композицию вокруг них.
Если вы снимаете суп, то разлейте его по маленьким плошкам, и возможно это позволит вам вставить даже две или три в кадр, этим показав порции на несколько человек.
Закуски тоже отлично смотрятся на маленьких тарелочках. При этом у нас не появляется ненужное просторанство и можно приблизиться к этому блюду довольно близко и заснять с удачного угла и ГРИПа.
Не бойтесь экспериментировать с посудой. Особенно когда дело доходит до салатов и дессертов.
Салаты могут очень интересно смотреться в бокалах для мартини (как вы уже видели выше), или в прозрачных дессертных чашках для мороженого или пудинга. Прозрачность и высота этой посуды позволяет создать праздничное настроение, когда блюда сервированы индивидуально для каждого гостя, а так же просмотр содержимого очень важен для восприятия блюда. Особенно интересно смотрится когда салаты или дессерты сделаны слоями и имеется возможность просмотреть каждый отдельный слой и составляющие.
ОСВЕЩЕНИЕ
Технически съемка продуктов - процесс несложный. Даже если камера и оптика у вас достаточно простые, умея работать со светом вы добьетесь в съемке еды хороших результатов.
Частая ошибка фотографов - это недостаточное заполняющее освещение, из-за чего цвета становятся сероватыми, невыразительными. По-этому, хорошо использовать рассеянное заднее или задне-боковое освещение и заполняющее спереди.
Но если хорошего света у вас нет, не отчаивайтесь. Используйте свет от окна! Проходя через прозрачную занавеску он даст мягкий рассеяный свет. Плюс, используйте фольговый он для заполнения - получится отлично! Главное, не снимайте при самом "хорошем" свете - при ...прямых солнечных лучах в окно.
В домашних условий вполне возможно воспроизвести классическую схему освещения. ДЛя этого нужно взять деревянную раму, натянуть на нее кальку (или бумагу для выпечки, только белую) - она будет работать как рассеивающий экран (диффузор). Установите ее перед осветительным прибором, расположенным за объектом съемки. Для заполнения переднего плана используйте аналогичный по цветовой температуре прибор, но если второго источника нет, его может заменить лист фольги, отражающий лучи контрового света.
Обязательно обращайте внимание на тени и блики от всего - тарелки, продуктов на этой тарелке и прочее. Есть продукты которые рефлектируют свет и выглядят сочными, а есть наоборот (например отварная морковь или еще что-нить). Экспериментируйте!
БАЛАНС БЕЛОГО
Возьмите что-нибудь простое и делайте на этом простом пробные снимки для определения зоны ГРИП и баланса белого. Отрегулируйте ББ по чистому белому листу.
Но. Если даже будете снимать в пасмурную погоду и будет хорошо рассеянный свет из окна, это не спасет от провала в глубокие, невкусные тени с противоположной стороны, да и (возможно) искусственный свет от внутреннего освещения может привнести с той стороны инородный ББ. В этом случае, попробуйте режим ББ - "солнце".
КОМПОЗИЦИЯ КАДРА
Вы собрались освоить тонкости фуд-съемки? Приготовтесь к тому, что вам придется изучить особенности кухонь разных стран мира.
Блюда русской кухни или японской, нужно фотографировать по-разному, чтоб подчеркнуть сущность блюд. Русские блюда не стоит "подавать" в холодном европейском стиле, помните, что всегда должно быть соответствие между кухней и той манерой, с которой вы ее фотографируете.
Какой бывает фуд-фотография?
Съемка на упаковку. Поярче, как можно понятнее изобразить продукт. Картинка должны быть яркой и привлекательной, что бы покупатель тут же захотел купить. Часто используется Фотошоп и муляжи.
Кантри-стиль. Используется в кулинарных книгах и журналах. Это своеобразная имитация готовки в домашних условиях. Кантри-фотография должна вызывать ассоциацию с нормально домашней едой, приготовленной, так сказать с любовью. Здесь особое внимание уделяется посуде, антуражу, фактурам тканей...
Нео-стиль. Он характеризуется графичностью, сочетанием строгих форм, сочетанием ярких и тоновых контрастов. Здесь пища играет не основную роль, а главный аспект делается на строгой композиции...
Залог успеха - умение чувствовать кадр, умение выстроить его композицию.
Придумывать как "подать" то или иное блюдо - удовольствие и тренировка фантазии. Эксперементы с фоном- неисчерпаемы! Например, можно снимать на пластике, стекле, дереве, бумаге... А светлые тканевые фоны выглядят более "живыми"... Просто фотографируйте, если вам это нравится! То, что некоторые назовут ошибкой, другие назовут художественным приемом. Развитие - это всегда разрушение канонов!
Краткое резюме:
- Главное - сосредоточиться на блюде, как на объекте съемки. В кадр не должны попасть лишние предметы - кошелек, рука, телефон и т.д. Ниже - пример неудачного кадра
- Кадр могут испортить мелочи - крошки на скатерти, след от стакана, отпечатки пальцев на стакане, разлитая жидкость и т.д.
- Главный помощник при съемке для выделения главного - ГРИП!
- Приготовьте и настройте камеру до того, как вам принесут блюдо, чтобы снять его "с пылу с жару". Пока оно свежее и аппетитное!
- Перед началом приготовления нужно составить план с расчетом на последующую фотосъемку. Подготовить все заранее (посуда, зелень, специи, фрукты..)
- Лучше не снимать поврежденные (частично съеденные) блюда. За исключением тех случаев, когда необходимо показать красивые слои внутри торта и т.п.
- Белые тарелки лучше использовать для "сложных блюд", Тарелки с ярким рисунком оттеняют "скучные" блюда (каша, суп-пюре). Не должно быть дисгармонии между блюдом и тарелкой
- Цвет блюда должен балансироваться с цветом посуды.
- При использовании цветных тарелок - задействовать этот цвет в кадре на заднем плане.
- Квадратные тарелки интереснее и удачнее круглых.
- Маленькие тарелки снимать легче. И составлять композицию вокруг них. Большие тарелки придется обрезать, снимать их тяжелее.
- Можно экспериментировать с посудой - прозрачные вазочки, бокалы для мартини, мелкие плошки, десертные чашки. В прозрачную посуду интереснее укладывать еду слоями.
- Лучше всего пользоваться естественным светом. Утренний свет делает снимок более сочным и привлекательным. Используйте свет от окна!
- При студийной съемке хорошо использовать рассеянное заднее или заднебоковое освещение и заполняющее спереди.
- Баланс белого установите по белому листу. Для избежания провала в тенях можно использовать режим "солнце"
- Композиция кадра при съемке различных кухонь мира также различна. Умение чувствовать кадр и выстроить композицию - залог успеха!
- Экспериментируйте с фоном!
***********
надеюсь, это кому-нибудь пригодится. С уважением Жена Министра.
Будем пробовать и учиться не только хорошо готовить, но и правильно фотографировать наши кулинарные творения!