[/img]
В честь малого водосвятия медовый Спас называют и «Спасом на воде». В этот день повсеместно совершались крестные ходы к воде. Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь. Царские выходы с древнейших времен были важной стороной государственной жизни. Каждый большой праздник ознаменовывался ими. Сохранилась точная роспись правил: в каком наряде на какой праздник выходить венценосцу, какую иметь при этом свиту. Не оказался исключением и день первого Спаса.
Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост и устраивалась «иордань» — возводился над водой навес на четырех изукрашенных столбах, увенчанный золоченым крестом. На помосте ставились два «места» — государево (в виде пятиглавого храма) и патриаршее. Их огораживали раззолоченной решеткой, помост застилали алым сукном. Царское место было покрыто резьбой, утверждалась «на пяти точеных столбцах, стоящих на пяти золотых яблоках, и задергивалось изнутри тафтяной, занавесью».
Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес «иордани» и оттуда — в воду. Был он в обычном ездовом платье, но перед погружением возлагал на себя драгоценные кресты. Их было по традиции три — унизанных жемчугом и украшенных драгоценными камнями. Вот, например, как выглядел один из крестов: «... Посредине образ Спаса резной стоящий, по бокам образы Пречистой Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. На кресте изумруд, по бокам двадцать восемь жемчужков, а в середине двенадцать жемчужков да восемь камушков в гнездах, да два яхонта и два рубина...»
Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день народу строго — настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в Спасов праздник должно блюсти покой государев.
Духовенство кропило святой «иорданскою» водой войска и знамена. Простой люд устремлялся к «иордани», где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши.
А у Симонова монастыря продолжались народные гуляния — чинные, без плясок и без песен, без винопития: начинающийся Успенский пост строг, позволяет угощаться только медом и квасом.
Народные приметы:
У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье.
По народным поверьям сегодня заканчивается лето. И начинается осень. Если верить погоде, то так оно и есть. Впереди у православных еще два спаса — «Яблочный» и «Ореховый».
Кстати, пчеловоды, по обычаю в «Медовый Спас» должны угощать всех желающих свежим медом, чтобы получить богатый урожай в следующем году. Так что не упустите еще и случай полакомиться.
На первый Спас и нищий медку попробует.
В большинстве районов начинался ранний посев озимой ржи. В сырую погоду и в дождь не должно сеять рожь.
Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах - средний или поздний посев ржи лучше.
На Первый Спас защипывай горох. Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи. Дождь на Макавея - мало пожаров бывает.
На Макавея собирают мак.
Первый Спас - начало Успенского поста (до 28 августа), о котором говорят: Спасовка - лакомка, а Петровка (Петровский пост) - голодовка. На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи.
Отцветают розы, падают холодные росы. Этот день еще называли Мокрым Спасом, повсеместно шли крестные ходы на воду, а после водосвятия купаются сами и последний раз в этом году купают весь домашний скот.
На Первый Спас святи колодцы.
Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи - прекрасное средство, обладающее вяжущим, мочегонным и потогонным свойствами, употребляемой при желудочно-кишечных заболеваниях.
На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры.
«Во что Макавеи, в то и разговенье» (28 августа). Дождь на Макавея - мало пожаров бывает.
Тем, кто опасается ведьм: в этот день нужно собрать семена дикого мака и обсыпать ими дом - ни одна ведьма в дом не проникнет.
На Маккавей даже нищий должен отведать освященного меда.
Маккавей – это второе название Медового Спаса. В этот день в церкви освящают первый, собранный в этом году, мед. Этот мед обладает потрясающей силой. Во-первых, он дает здоровье, способен избавить от тяжелых болезней. А во-вторых, можно загадать любое желание в тот момент, когда едите первую ложку меда, и ваше желание обязательно исполнится. Отсюда и примета. Возможно, если нищий человек загадает желание о том, чтобы поправить свое положение, и съест ложку освященного меда, то очень скоро его жизнь повернется в лучшую сторону.
Первый Спас – первый сев. Имеется ввиду, что это первый день, когда можно начинать сеять озимые. До этого дня садить озимые ни в коем случае нельзя, не взойдут. Ведь не напрасно говорят, что все нужно делать вовремя, тогда и результат работы будет всегда радовать.
В Медовый Спас во вдовий двор хоть щепку брось. Данная примета говорит о том, что в этот день всегда было принято помогать вдовам и сиротам по хозяйству. Щепка, в данном случае, ассоциируется с дровами. Люди старались помочь вдовам и сиротам и в заготовке дров, и по работе в огороде. Считалось, что тот, кто поможет нуждающимся в помощи в этот день, получит благословение Господа.
Маккавей на дворе – мак собирай. Отсюда и второе название праздника. Считается, что именно в этот день мак полностью вызревает и пора начинать его сбор. Собранный в этот день мак, делает сдобное тесто особенно ароматным. Это был главный секрет хозяек, которые славились отличными пирогами с маком.
После Первого Спаса лошадей в реке не купают.
Первый Спас считается первым днем осени, не календарным, а фактическим. С этого дня начинает выпадать холодная роса, вода в реке уже давно не такая теплая, как летом. А с каждым днем она становится все холоднее и холоднее. В Медовый Спас было принято обязательно купать лошадей в реке. Считалось, что эта праздничная вода дает силу и здоровье лошади. Но это так же и последний день, когда можно было заводить лошадей в воду.
Первый Спас бабьи грехи замаливает. Каждому известно, что прожить жизнь и не нагрешить, могут разве что святые. Простому человеку это не под силу. Жизненные обстоятельства складываются таким образом, что если мы по-крупному и не грешим, то мелких грехов наживаем целый мешок. Данная же примета говорит о том, что если на женщине есть грех, за который она никак не может вымолить прощение, то в этот день такой грех ей простится. Правда это или нет, неизвестно, но так утверждает народная примета.
Новые колодцы во дворе в Медовый Спас освящают. Кроме вышеприведенных названий этого праздника, есть еще одно – Спас на воде. Это очень давняя традиция, освящать колодцы в этот праздник. Делается это для того, чтобы вода в колодце была всегда чистая, вкусная и полезная, чтобы в ней не было всевозможных болезнетворных бактерий. Из освященного колодца можно смело брать воду и не бояться подхватить какую-нибудь инфекцию.
Ветер сорвал с головы шляпу – отправишься в дальнюю дорогу. Возможно, это и суеверие. Но в данной примете раскрыто не все ее значение. В старину считалось, что для того, чтобы не накликать неприятности, в этот день шляпу лучше придерживать рукой. Если шляпу сорвет ветром с вашей головы до полудня, то обстоятельства сложатся таким образом, что вам придется отправиться в дальнюю дорогу. И сделать вам это придется совсем не по своей воле. А вот если такой инцидент со шляпой произойдет после полудня, то можно за вас и порадоваться. Скорее всего, в самое ближайшее время вам предложат хорошую должность и повышение зарплаты.
Как видите с Медовым Спасом связано не мало примет. Мы не говорили еще о таких приметах, где говорится о том, что именно в этот день оводы перестают кусаться, улетают ласточки, приглашая осень на свое место. А ведь это все особенности нашей природы, за которой столетиями следили люди и передавали свои знания своим предкам из поколения в поколение.
по материалам из инета