Я выросла в маленьком военном городке в Свердловске. Урал – моя Родина, хоть и родилась в Москве:-)
И десять лет моего детства, до 14-ти лет, меня окружали удивительные железные кружева и не только…
Ничего не зная о Сервантесе, я хорошо знала весельчака Санчо-Панса и Дон Кихота:-) Вариантов этих персонажей было несколько. У меня долго жил Дон Кихот с книгой в руках, пока не подарила...
У нас дома стояла удивительно красивая чугунная лампа – фигура гнома около метра высотой. Очень похожая вот на этого весельчака, но вместо младенчика он держит в руках небольшой отбойный молоточек. Ведь гномы – отличные рудокопы!
И, наконец, наступил момент, когда я попала впервые в жизни в музей – Свердловскую картинную галерею!
Хорошо помню это здание. Я уже училась в школе, наверное, классе в пятом. Наша группа медленно переходила из зала в зал, что-то рассказывала экскурсовод, но было
как-то скучно. И вдруг мы вошли в очередной зал, и я погибла:-0
Что это?!
К сожалению я не нашла фотографии павильона в старом здании музея, в новом он выглядит так
А тогда он занимал практически все пространство небольшого зала, и мы дружно начали свои исследования:-0
Можно было ходить не только вокруг, но заходить внутрь. Алый бархат штор приятно струился по рукам, а внутри то!!!
Чего там только не было - целое чугунное царство!
Самое удивительное, что в четырех углах стояли фигурки гномов, ну почти что как у нас дома:-) правда, все с разными предметами в руках, но рост, поза, те же...
Вот когда мы стали внимательно слушать экскурсовода...
И оказалось, что этот павильон отлили удивительные мастера города Касли к Международной выставке в Париже 1900-го года. Этот ажурный чугунный павильон, изготовленный по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена для Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже 1900 г. стал вершиной мастерства каслинцев.
«Он стал центральным экспонатом русского отдела – своеобразным символом России. Павильон создавался два года. Здание напоминало сказочный шатер, увенчанный ажурной короной. Главный вход украшал тяжелый бархатный балдахин, поддерживаемый чугунными пиками. Бархат же был фоном для сквозного узора, который образовывал стены. Главная тема орнамента – Древняя Русь: герои легенд и былин, персонажи народных сказок, вещие птицы Радости и Печали, ладьи, драконы, рыбы, травы – все это создавало фантастический образ, надолго запомнившийся гостям павильона. Павильон работал днем и ночью. Каслинцы отвечали на тысячи вопросов, дарили восхищенным парижанам миниатюрные брелоки. Один из посетителей – американец – увез домой просто кусочек чугуна»
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27183/
За изготовление металлических изделий заводы Кыштымского горного округа были отмечены высшей наградой – Гран-при «Хрустальный глобус» и большой Золотой медалью. Сегодня Каслинский чугунный павильон – центральный экспонат экспозиции музея, зарегистрированный в Международном каталоге ЮНЕСКО как раритет - единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
А ведь знаменитая Эйфелева башня была построена в Париже для первой Всемирной выставки 1889 года…
Но это архитектура, крупные формы…
Почему же у меня каслинское литье ассоциируется именно со скульптурой?
Потому что рядом с этим павильоном стояли прозрачные витрины, на полках которых стояли и лежали удивительные экспонаты, например вот эти:
Я могла часами ходить вокруг этих полок, рассматривая это удивительное литье. Никак не могла понять, как же можно заставить вот так струиться металл! Как же надо слепить ту форму!...
Много раз приходя в музей я сразу бежала в зал Каслинского литья и снова и снова бродила по этому удивительному чуду, робко прикасалась руками, чтобы почувствовать тяжелую прочность чугуна. Удивительные мастера жили на Урале!
«Каслинский завод основан в 1747 г. тульским купцом Я. Р. Коробковым. Становление художественного литья в Каслях связано с именем Г. Ф. Зотова, внедрившим на производстве в 1824 г. немецкую технологию. В коллекции музея представлены отливки, ставшие первыми образцами для выпуска художественной продукции и изготовленные по моделям немецких мастеров XVIII-XIX вв. Л. Поша, К. Ф. Шинкеля, а также других авторов. К концу XIX в. большую популярность приобрели работы, приобретенные на международных выставках и переведенные в чугун французских скульпторов - анималиста П-Ж. Мэна («Собаки на стойке», «Кабан, затравленный собаками»), Н. Мейера («Гном кричащий», «Гном с ребенком»), Ж. Л Готье («Дон Кихот», «Мефистофель»); итальянских - Д. Болонья («Меркурий», «Аллегория архитектуры») и других мастеров.
В конце XIX в. на каслинском заводе работали выпускники Российской Академии Художеств М. Д. Канаев и Н. Р. Бах, чье творчество в значительной мере отражено в собрании музея. Интересны и отливки, выполненные по моделям скульпторов – анималистов П. К. Клодта («Конь с попоной», «Укротитель коня», «Николай I»). Модель конной статуи для памятника в Санкт-Петербурге»), Н. И. Либериха («Охота на медведя», «Медведь на задних лапах»), А. Л. Обера («Лисица»); скульпторов Е. А. Лансере («Джигитовка лезгин», «Прощание казака с казачкой»), Ф. Ф. Каменского (скульптура «По грибы»), Р. Р. Баха (портреты И. А. Крылова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого), П. П. Забелло («Ермак»), Ф. П. Толстого (серия медальонов посвященных Отечественной войне 1912 года) и других.
Особое место в коллекции занимают произведения, созданные по моделям самобытных мастеров, вышедших из рабочей среды: «литейщика от бога», мастера редукции В. Ф. Торокина (спичечница «Старуха с прялкой)», чеканщика Д. И. Широкова («Мальчик играющий в бабки»), модельщика К. Д. Тарасова (пепельницы «Дровни», «Чугунок»). Благодаря профессионализму скульпторов, высокой квалификации мастеровых и отличному качеству чугуна заводские изделия отмечались почетными дипломами и медалями на Всемирных выставках в Париже (1867, 1890), Вене (1873), Филадельфии (1876), Копенгагене (1888), Стокгольме (1897), Милане (1906).»
Если интересно, вот сайт Свердловской картинной галереи, где можно узнать историю и посмотреть другие экспонаты http://www.emii.ru/collections.html
А я, уже подростком оказавшись впервые в Петербурге, тогда еще Ленинграде, на Аничковом мосту вспоминала именно этот отдел свердловского музея и тех коней...
Хоть шея затекла быстро, но оторвать глаз от коней Клодта было невозможно…
Каслинский завод архитектурно-художественного литья и сейчас работает;-)
Загляните на его сайт, можно даже заказать художественное литье для вашего дома, дачи, интерьера… http://www.kac3.ru/
А какой можно сделать незабываемый подарок, например, вот такой чертик стоял у мамы, если с хвостом, то росточком он всего сантиметров 30-35 был...
Этот памятник украсил улицу в Челябинске…
Вот так я приобщалась к скульптуре в дни моего детства…
Ваша Аи ТомБунДин
P.S. Неожиданно мне приходится уехать на несколько дней в Железноводск и комрьютера у меня с собой не будет:-(
Так что с удовольствием отвечу на все ваши вопросы, когда вернусь дней через пять:-) Пишите!