Наверное, многие в детстве в жару мастерили веер из бумаги. Первые же веера появились на земле в незапамятные времена.
«Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша».
(Г. Р. Державин)
Некоторые веера, обнаруженные археологами, учёные относят к периоду неолита.
А одна из христианских легенд связывает появление веера с Евой. Вроде бы Ева после первой близости с Адамом смутилась под его пристальным взглядом, сорвала с дерева ветку и стала ею обмахиваться…
Р
одиной веера считают Китай, где он издревле почитается как символ вечной жизни. Легенды древнего Китая рассказывают, что бессмертный даос Чжун Лиоань воскрешал умерших своим веером.
Древнекитайские поэты часто воспевали веера в своих стихах. Но сначала появились опахала из листьев пальм, лотоса, пучка перьев птиц. Жители Востока не только разгоняли жаркий воздух, но и отгоняли ими мух и других насекомых. В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона.
Древние изображения, вырезанные на бронзовых изделиях вееров с длинными ручками, найденные на территории современного Китая, относятся к эпохе Восточной Чжоу (770–256 гг. до н.э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475–221 гг. до н.э.). Фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой обнаружены при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине, провинция Хубэй. В те времена веера сообщали о социальном положении и достатке их владельца.
В более позднюю эпоху веера приобрели полукруглую форму. Изготавливали их из тонких бамбуковых пластинок. При династии Тан (581–907 гг.) появилось много вееров круглой формы. При династии Сун и Юань (960–1368 гг.) появились складные веера, которые используются и до сих пор.
Расцвет складных веером пришёлся на династию Мин и Цин (1368–1911 гг.). Дорогие веера дарились придворным за заслуги перед императором, а также его наложницам.
В Японию веер попал в VI веке, когда был привезён в виде подарка из Китая императору Японии. Китайские веера представляли собой круглую раму с ручкой, обтянутую шёлковой тканью или тонкой бумагой, скреплённой у основания ручки. В Японии веер стали использовать в ритуальных танцах, он стал атрибутом жреца. В некоторых храмах веер считался главной храмовой святыней, так как японцы верили, что в нём обитает божество.
Японцы занялись усовершенствованием вееров и изобрели свой складной веер - сэнсу, который изготавливали из тонко выструганных дощечек, обклеенных сложенной гармошкой бумагой. Интересен тот факт, что часть учёных уверена: складной веер изобрели именно японцы, а китайцы позаимствовали у них эту идею.
В начале X века веера стали использовать только аристократы. Их стали изготавливать из бамбука. Эти бамбуковые палочки соединялись бумагой, которая отличалась повышенной плотностью. Расписывали веер вручную и только тушью. На веерах рисовали цветы, животных, птиц, пейзажи. Были также специальные веера для путешественников, на них изображались географические карты.
Во время войны веер вешали на пояс рядом с оружием. Веера использовали для передачи сигналов. Веерами с металлической ручкой и металлической окантовкой, середина которых была покрыта лаком, военачальники самураев пользовались для руководства битвой.
Легенда о полководце Такэда Сингэн (1521-1573) рассказывает, что при помощи взмаха веера он оборонялся от теснивших его вражеских войск. В наше время подобными веерами пользуются судьи в борьбе сумо, указывая веером на победителя.
В японских сказках чудеса совершаются не при помощи волшебной палочки, а взмахом веера.
В середине XVI века португальские купцы завезли веера в Европу. И веер тотчас очаровал европейцев, став модным женским аксессуаром. Хотя и мужчины в те времена обмахивались веерами. Но дамы выражали или, наоборот, скрывали при помощи веера свои истинные чувства, объяснялись в любви, назначали свидания.
Был изобретён целый язык движений веера. В Лондоне была открыта «Академия по обучению манерам пользования веером».
В XVIII веке, во время наивысшей популярности вееров в Европе, над их росписью работали такие мастера, как Ф. Буше, А. Ватто, Н. Ланкре. А остовы изготавливали известные ювелиры.
В Россию складные веера были завезены в виде дипломатических подарков в XVII веке и как иноземные диковины хранились в царской казне.
В описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год есть и «опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве».
И только в XVIII веке веер в России становится таким же непременным элементом светской жизни, как и в Европе.
В начале XIX века веера уменьшаются в размере, всё чаще их полностью изготавливают из рога или кости, прибегая к ажурной резьбе.
Расцвет веерного искусства в России связывают с именем царицы Александры Фёдоровны, жены Николая I, которая любила развлечения и балы. Судя по архивным данным, веера для Александры Федоровны выписывали из Парижа.
Веер становится обязательным атрибутом наряда модной дамы. Так, в одном из модных журналов конца 1880-х годов написано: «Веер должен подходить к каждому туалету: прежде хорошенькая женщина имела их 2-3, теперь – 20-30! Надо иметь один-два богатых веера для больших приёмов и балов, а для более простых собраний – несколько простых, но изящных, подходящих к туалету».
Теперь каждый сам решает, иметь ему веер или не иметь. Представляю, как романтично объясняться при помощи веера с поклонником. Например:
Если сложенный веер держать прямо, это значит - «Говорите смело». Развернуть одну створку - чистую дружбу. Приложить веер левой рукой к правой щеке – «да». Раздвинуть три створки - «Я вас люблю».
Вот только вряд ли современный кавалер поймёт всё это, наверное, проще послать ему смс…
А мастера фэн-шуй говорят, что веер, если повесить его недалеко от изголовья, подарит хороший сон. Но прямо у кровати вешать его нельзя, в таком случае он может вызвать бессонницу.
Для того, чтобы спорилась работа и не иссякала энергия, веер нужно повесить в кабинете или офисе у себя за спиной под острым углом в 45 градусов, опахалом вверх. А если повесите красный веер напротив входной двери, то он привлечёт в дом удачу.