До ХП-ХШ вв. одежда была весьма однообразной. Платье знати и простолюдинов почти не различалось по покрою и внешнему виду. Социальные различия в одежде проявлялись главным образом в качестве ткани и драгоценности отделки, а не в форме костюма, поскольку покрой всех одежд был прост и примитивен. В раннем Средневековье (У-1Х вв.) преобладали накладные одежды. Существенных различий не было и в одежде мужчин и женщин. И те, и другие носили длинные, до колен, рубахи-туники (камизы), поверх которых надевались туники из более плотной ткани, спускавшиеся несколько ниже пояса - блио. Верхней одеждой был плащ - простой кусок ткани, который одевался мужчинами через плечо, а женщины накидывали плащ на плечи. В раннем Средневековье как для сеньора, так и для его крестьян ткани и сама одежда изготавливались обычно в поместье. (Лишь с Х1в. (с развитием городов) появятся цехи портных). До ХП в. ткани выделывали из овечьей шерсти и растительного волокна (преимущественно, льна), затем из этих домотканых тканей - шерсти и льна - шили одежду.
Женский костюм романского времени (как и мужской) состоял из двух туник, одевавшихся одна на другую. Как правило, туники были длинными до щиколотки. Первую тунику называли - камиза, вторую - блио. Силуэт костюма был близок к трапеции: был узок в плечах и расширялся книзу. Женское платье имело глухой, закрытый ворот. Линия талии была несколько завышена. С ХI в. длинный подол юбки стали подбирать сбоку или спереди и драпировать на животе. Верхней одеждой знатных дам служил длинный полукруглый плащ яркого цвета. На ногах женщины носили остроконечные полусапожки, не разделявшиеся опять-таки на левый и правый, и закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве без каблука. Своеобразным дополнением женского костюма были головные уборы и прически. Девушки предпочитали носить длинные косы либо распущенные волосы, охваченные обручем. Замужние женщины должны были закрывать волосы и носили особый тип головных платков, ибо разрешить женщине показать волосы (и большую часть лица) означало увеличить ее власть над мужчиной. Чаще всего таким головным убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица, очень напоминавший покрывало восточного образца. Этот платок закрывал целиком голову и плечи. Кроме того, в моде были покрывала, повязки, обручи, надевавшиеся поверх платка. Подобный головной убор вполне соответствовал бытовавшим тогда взглядам на женщину, которую официальная церковь называла “сладким злом” или “опасным силком”.
Определенные перемены в одежде наметились и стали заметными в ХП в. ХП столетие следует особо выделить в истории моды и костюма. Лишь с этого времени появляются, в сущности, первые признаки моды, т.е. относительно кратковременных изменений в представлениях о том, что следует носить. Изменения в моде стали возможны во многом благодаря расширению ассортимента тканей для одежды. В ХП в. появляются с Востока, а затем распространяются в Европе, новые сорта тканей: шелк и хлопчатая бумага. До ХП в. одежда была из домотканных тканей - шерсти и льна, шелк лишь изредка привозили с Востока. В середине ХП в. было налажено производство шелковых тканей в Италии - Палермо, затем в Лукке. Оттуда началось “шествие” великолепных шелков. В ХШ в. шелковые ткани начали производить во Франции, затем в Германии. Славились своим шелком и Нидерланды. С ХП в. (во Франции) стали производить хлопчатобумажные ткани (кстати, впервые хлопок завезли в Европу через Испанию и Сицилию арабы). Далее на основе льняного и хлопчатобумажного полотна появилась бумазея. А из Венеции за Альпы пришел хлопчатобумажный бархат. С ХП в. домотканая одежда из льна и шерсти сохраняется только в крестьянском среде.
Другая модная тенденция начала 15 века — беременность. При отсутствии таковой, чтобы не отстать от моды, девушки часто подкладывали под одежду (или привязывали) специальные кожаные подушки, неспешно прогуливались и выгибали спины.
В современной моде условия диктуют западные модельеры и дизайнеры. В эпоху крестовых походов все было совершенно по-другому: рыцари-тамплиеры с Востока доставляли своим дамам сердца информацию о новых фасонах, узорах, головных уборах, которую девушки потом активно использовали для своих нарядов.
Ткань белого цвета для пошива одежды практически не использовалась. Все дело в том, что белая, неокрашенная ткань считалась слишком дешевой, поэтому модницы предпочитали яркие цвета, для получения которых использовали дорогие красители. Кстати, замуж в белом тоже никто не выходил.
Нижнего белья в современном понимании у средневековых модниц не было. На голое тело одевалась длинная белая рубаха. Говорят, именно из-за этого во время критических дней девушкам не разрешалось заходить в церковь.
Использованы материалы сайтов http://www.all-alls.org/style1007.htm,http://www.bestreferat.ru/referat-193815.html,http://thelipstickchronicles.typepad.com/the_lipstick_chronicles/sarah_strohmeyer/,http://www.diary.ru/~muimuimui/p149603375.htm?oam
Да нам повезло...