Египетский стиль мы знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян. Они верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в "пирамиду", то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает "себя" и войдет в свое тело. Поэтому дошедшие до нас памятники – это храмы, дворцы и гробницы, т. е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись. Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе – голова и нижняя часть тела – в профиль, а туловище и руки – в фас. В постройках встречается три типа колонн – лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор – женщины с головой собаки). Исключение составляет Амарнский период – период правления Аменхотепа IV (1368–1351 гг. до н.э.) Запрет многочисленных старых культов и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств "в сторону человека". Погребальные сцены сменили изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательно-чувственных сцен из жизни. Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (вспомните бюст его жены Нефертити). Впоследствии на элементах стиля базируется весь Ампир и отчасти Ар-Деко.
Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима. Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. Как вы понимаете, все имеет свое объяснение. В отличие от египтян греки не были религиозными догматиками. Это был талантливый, веселый и жизнерадостный народ. У них, конечно были боги, но они были настолько "очеловечены", что имели все, присущие человеку пороки – глупость, жадность, чревоугодие и проч. Основываясь на мифологии, наивно олицетворявшее силы природы, греческое искусство по сути являлось довольно реалистичным. Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии, как науки, позволившую осознать пропорции как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было "изобретение" ордера (см.справочник) (художественной системы оформления стоечно-балочной конструкции) – дорического (Парфенон), ионического (хр. Ники Аптерос) и коринфского. Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами. Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они "изобрели" арочно-ордерную ячейку (прим. – триумф. Арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.
Романская архитектура (X–XII вв., нач. XIII в. для некоторых стран). В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим отличием романской архитектуры является наличие каменного свода. Ее характерными признаками также являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки. Здесь, пожалуй, уместно познакомить Вас с понятием травеи (см. справочник). Травея – это проторяющаяся пространственная ячейка, образующая структуру средневековых церквей и соборов Западной Европы. Романская травея базируется только на квадратном основании, т.к. в те времена строители еще не могли выкладывать каменные своды на прямоугольном основании. Как только они этому научились, наступила эпоха готики.
Готика (XII–XV века). Готическая архитектура зародилась во Франции в XII в. Коротко обрисуем историческую ситуацию... Средние века. Дикие нравы. Жизнь ушла из городов в укрепленные замки и монастыри. По дорогам бродят разбойники. Церковь настолько ортодоксальна, что полностью отвергает человеческое начало. "В моде" все "бестелесное" – удлиненные пропорции, ни малейшего намека на плоть. Возникает потребность в новом типе храма – просторном, эфемерно высоком, где человек чувствовал бы себя песчинкой. Так в стремлении максимально разгрузить пространство интерьера готические строители придумали систему вынесенных наружу аркбутанов (наклонных опорных арок) и контрфорсов, т. е. готическую каркасную систему. Теперь пространство между травеями заполнялось тонкими стенами, покрытыми "каменным кружевом" или цветными витражами в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов и, благодаря большим окнам, отличной освещенности. Колонны, поддерживающие теперь своды, стали тонкими и собранными в пучки. Главный фасад (классический пример – Собор в Амьене) обрамлялся по бокам обычно двумя башнями, не симметричными, а слегка отличающихся друг от друга. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Необходимо отметить некоторые особенности итальянской готики. Можно даже считать, что в Италии готики, в ее каноническом виде, вообще не было! И это не наша идея, а официальная точка зрения современной истории архитектуры. Взять, к примеру, Дворец Дожей в Венеции. Конечно, глаз сразу замечает готические "трилистники" на окнах, небольшие окна-розы, пинакли, завитки-краббы. Однако приглядитесь: пропорции-то романские! Сильные горизонтальные членения в виде карнизов и тяг, гладкая облицовка стен (вместо "кружева"), полуциркульные арки! Видимо в Италии настолько были сильны античные традиции (память на генетическом уровне?), что готическое влияние здесь чувствуется лишь на декоративном уровне. Именно в Италии во второй половине XIII в. Начинается новая эпоха – Возрождение.
Ренессанс (Возрождение). В противовес средневековым догмам в философии возникло новое течение – гуманизм, утверждающее силу разума, ценность и значение человеческой жизни. Эпоха Возрождения в архитектуре начинается с творчества Филиппе Брунеллески. Брунеллески родился и вырос во Флоренции в семье нотариуса. Не обремененный "опытом предшествующих поколений", воспринявший эстетику гуманизма и изучивший архитектуру Античности Брунеллески смог совершить перелом в развитии архитектуры, который мы называем Ренессансом. Его Воспитательный дом сегодня не выглядит чем-то необычным, а тогда он просто произвел фурор. В конструктивном же смысле происходит замена каменного "готического" каркаса стеной. В средние века господа феодалы предпочитали селиться вдали от городов в фортификационных сооружениях – замках, а в связи с оживлением жизни в городах они стали строить себе городские "резиденции" – палаццо. Это, по сути, те же замки (прямоугольник с внутренним двором), но т.к. нравы смягчились, стало возможным отказаться от башен, где в случае осады отсиживались хозяева и заняться декорированием фасадов. Появляется этаж – горизонтальный пространственный слой, масштабно соотнесенный с ростом человека, выраженный в архитектурных формах на фасаде (Все, что было до Ренессанса принято называть ярусами.). Палаццо бывают рустиковые и ордерные. На них можно отметить отличительные ренессансные черты. Прежде всего, горизонтальные членения фасада на этажи. Ослабевание руста по направлению снизу вверх. Ордер (пилястры, полуколонны, сандрики над окнами) применяется не в масштабе всего здания, а в масштабе этажа, а вот карниз – наоборот, чрезвычайно массивен и соотносится со всем зданием. Интересны интерьеры позднего ренессанса. Его величайшим мастером был Микелянжело Буонаротти. Микелянжело был в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур. Сравните интерьеры раннего (Ф. Брунеллески – старая сакристия в церкви Сан Лоренцо) и позднего (Микелянжело – капелла Медичи в той же церкви) Возрождения. Брунеллески еще очень уважительно обращается с Ордером, а Микелянжело с ним, можно сказать, просто играет – пилястра попала в угол – не беда, он "ломает" ее под прямым углом. Колонны и пилястры он сдваивает, меняет их ритм, ставит на них "разорванные" сандрики, раскреповывает стены и карнизы, придавая им дополнительную пластичность – это уже в чистом виде барочные приемы!
Барокко. Микеладжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент – пластику стены. Венец его творчества – Собор Святого Петра в Риме причисляют уже к стилю Барокко. Последователи "последнего из титанов", двигаясь по пути усложнения, вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты – надежности и монументальности, зато приобретает н ебывалую прежде пластику и динамику. Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом. Посмотрите на барочный фасад церкви Сан Карло у четырех фонтанов Франческо Барромини. В интерьере (Шенбрун) тоже появляется капризная усложненность – скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта "перетекания" пространства в "заоблачную высь" – все это придает интерьеру подчеркнутую театральность. На фасаде, в прочем как и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуши и т. п.
Египетский стиль мы знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян. Они верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в "пирамиду", то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает "себя" и войдет в свое тело. Поэтому дошедшие до нас памятники – это храмы, дворцы и гробницы, т. е...
Читать полностью